Андросов Валерий Павлович (1950-2021) Учение Нагарджуны о Срединности : М.: Вост. лит., 2006

Dec 11, 2022 02:55

Часть первая. Индийский буддизм: история и догматика. Нагарджунизм: источниковедение, историография и главные доктрины
II. Догматика в буддизме - сплетение религиозного и философского начал. Проблемы историографии и периодизации
3. Является ли древняя буддийская религиозно-философская догматика детищем только индийской культуры?
...Быть может, греко-римская философия повлияла на буддийскую мысльв более глубоком смысле, например стимулировав ее своим принципиальным свободомыслием. Однако последнее явилось изначальным импульсом буддизма. Ибо примкнуть к этому течению могли лишь те, кто мог думать иначе, чем предписывалось брахманской идеологией. Канонизированный путь Гаутамы Будды: сначала последовательное освобождение от брахманистских и шраманских учений, затем создание нового, неавторитарного умозрения, способствующего достижению абсолютной свободы - нирваны. Согласно этому умозрению, ради духовного освобождения нужно отказаться от свободы в социальной, культурной, нравственной и даже умственной сферах, стать монахом (бхикшу), все жизненные проявления которого строго регламентированны. Аналогичные взгляды исповедовали стоики, первоучитель которых Зенон из Китиона (336-264 гг. до н.э.) жил после походов Александра. Но и это вовсе не значит, что идея обретения свободы через безжеланность и бесстрастность была заимствована стоиками из буддизма.

Буддизм, Греки, Зенон, Андросов

Previous post Next post
Up