Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х т. Т. 1. М., «Мысль», 1972.

Aug 11, 2022 15:30

Философия древнего Китая (В. Г. Буров, М. Л. Титаренко)
...Главным субъектом, который должен осуществлять принцип ли, является «благородный муж» (цзюньцзы) - идеализированный образ правителя. Соблюдение ли должно было, по мысли Конфуция, обеспечить вечное и неизменное господство наследственной аристократии. Чтобы укрепить пошатнувшееся господство этой аристократии, восстановить престиж и былое положение знатных родов (к которым, кстати говоря, принадлежал и сам Конфуций), он выдвинул идею «исправления имен». «Благородный муж проявляет осторожность по отношению к тому, чего не знает. Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться. Если дела не могут осуществляться, то ритуал и музыка не процветают. Если ритуал и музыка не процветают, наказания не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает, как себя вести».

...Поэтому Конфуций выдвинул требование об «исправлении имен» (чжэн мин) как важнейший политический принцип. Когда циский Цзин-гун спросил у Конфуция об управлении, Конфуций ответил: «Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном».

...Легисты считали, что если будут хорошие законы, то и самый заурядный человек может быть мудрым правителем. «Государство - колесница правителя, положение - его лошадь; если он управляет страной, не применяя искусства управления, - говорил Хань Фэй-цзы, - то, хотя он будет и сам неустанно трудиться, ему не избежать беспорядка. Если он управляет, применяя искусство управления, то, хотя он и будет жить праздно, все же станет мудрым правителем...»

Конфуций, Право, Понятия, Рецепты, Закон, Понятийные поля, Китай, Событийный гобелен, Управление, Определения, Цитата

Previous post Next post
Up