Всемирная история: В 6 т. T. 3: Мир в раннее Новое время: М. : Наука. - 2013.

Aug 06, 2022 10:58

Общие черты всемирной истории в конце XV-XVII века
Часть 2 XVII век
Раздел I. Общее и особенное в развитии стран Европы
Век барокко (В. Е. Сусленков)
...Интересную схему в своей «Подзорной трубе Аристотеля» (1654) выстраивает теоретик литературы барокко Э. Тезауро: внешние изображения должны способствовать представлению разнообразных душевных состояний и открывать разуму новые проблемы. Этому служат немые произведения живописцев и скульпторов, затем драма, где эффект выразительности усиливается словом и жестом, картина, сопровождаемая девизом или иным объяснением, и, наконец, пантомима. Жизнь не только сон, считает Тезауро, она - театральное действо. Еще более театрализованной стала придворная жизнь и церемониал, светский быт. Отношения становятся театрализованными, театральная искусственность, игра превращается в важнейшую часть правильного поведения в обществе.
Фантазийность и аллегоричность мышления, аффектация эмоций, момент импровизации, «живописность» как тотальный принцип любой - зрительной, музыкальной, словесной - изобразительности, тотальное тяготение к вскрытию противоречивых начал, поиск новой одухотворенности,- этими чертами можно объединить все явления эпохи барокко и мироощущения «человека барокко». Тот же Тезауро утверждает, что мир поэтических созданий, порожденных фантазией, живет по своим особым законам, отличным от законов рационального мышления и логики. Гениальность свойственна не только людям - она заложена и в природе. Человек, природа, Бог - все они способны к творчеству и наделены гениальностью. Мысли Тезауро сходны с рассуждениями Д. Бартоли («Литератор», 1645; «Досуги мудреца», 1659),- он одним из первых ввел в европейскую литературу понятие вкуса, столь распространенное в XVIII в., и передал последующим столетиям термин «гений».

Эволюция систем, Причины, Всемирная история в 6 т., Поведение, Литература, Понятийные поля, Театр, Воображение

Previous post Next post
Up