Глава девятая. Бэконовская философия как энциклопедия наук
История занимается фактами, наука - причинами. "История, - пишет Бэкон, - ползает по земле; источники, которые отыскивает наука, лежат или глубже, или выше".
...Возможные предметы нашего познания суть Бог, природа и наше собственное существо. Мы представляем каждый из этих предметов, но различным образом: только природу мы представляем непосредственно, Бога же - через природу, самих себя - через рефлексию; или, как выражается Бэкон, сравнивая познание со зрением, самих себя мы видим в отраженном свете, природу - в прямом, Бога - в преломленном. По этим предметам философия распадается на естественную теологию, натурфилософию и антропологию в самом широком смысле.
3. Натурфилософия
...Познание причин Бэкон называет теоретической, или спекулятивной, философией, самостоятельное произведение действий - практической, или операциональной. Вторая основывается на первой. Первая ведет от опыта к аксиомам, вторая - от аксиом к изобретениям; первая описывает восходящую линию, вторая - нисходящую. В этом смысле Бэкон называет теоретическую натурфилософию просто восходящей (ascensoria), а практическую - нисходящей (descensoria).
3.1. Теоретическая натурфилософия
исследует естественные причины вещей. Но эти причины могут быть двоякого рода: слепые механические силы или целесообразные силы, действующие причины или конечные причины (causae efficientes или causae finales). Поэтому теоретическая натурфилософия распадается на познание действующих причин и на познание причин конечных. Первое находится на точке зрения естественной, или механической, причинности, второе - на точке зрения телеологии. Первое Бэкон называет физикой, второе - метафизикой. Итак, физика и метафизика у Бэкона различаются не по своим объектам, а только по своим точкам зрения. И та, и другая есть натурфилософия; предметы той и другой суть те же самые естественные явления, но рассматриваемые с различных точек зрения: физика исследует материю вещей и их действующие силы, метафизика - формы вещей и их целесообразное устройство. Они рассматривают различные стороны одной и той же природы: одна - материю и силу, другая - форму и цель.