Книга вторая. Изложение и критика учения
Глава двадцать первая. Критика учения Шопенгауэра
III. Фундаментальные противоречия
4. Индивидуальность и вещи в себе
...То, что в течение жизни на каждом шагу представляется как случай или внешнее совпадение обстоятельств, при ретроспективном обзоре достигнутых целей является полной смысла судьбою, которая помимо нашей воли и даже вопреки ей влекла нас не как casus, а как fata,
о коих Сенека говорил, что они "volentem ducunt, nolentem trahunt" (Покорных рок ведет, влечет строптивого". - В: Нравственные письма к Луциллию. 107,11. Дословный перевод: "Того, кто соглашается, ведет его судьба, кто сопротивляется - она тащит за собой". Наша жизнь подобна эпосу или драме, которую сочинил талантливый поэт, верно изучив характеры и мудро просчитав все обстоятельства. Этот скрытый от нас поэт - мы сами. Чем значительнее человеческая жизнь, тем больше она походит на такой эпос или драму. О ней и говорится даже подобным образом.
В нашей жизни царит скрытая планомерная связь, "таинственная, непостижимая для нас зависимость от вещей", которая возникает из глубочайших корней индивидуальности, то есть из вещи в себе, и ее, эту вещь, обнаруживает.
"Только посредством форм явления обнаруживается вещь в себе: поэтому то, что происходит из нее самой, должно проявляться в этих формах, а следовательно, и в причинности; согласно с этой связью вещь предстанет здесь перед нами как произведение таинственного, непостижимого для нас господства вещей, только простым орудием которого является внешняя, эмпирическая связь, в коей, однако, все, что происходит, возникает благодаря известным причинам, следовательно, необходимо и определено извне, между тем как действительная причина лежит внутри проявляющейся таким образом сущности. Конечно, мы лишь очень издалека можем окинуть взглядом решение проблемы и, размышляя о нем, погружаемся в бездну мыслей, именно так, как говорит Гамлет, когда ему явился призрак: "Thoughts beyond the reaches of our souls"" (Загадки не нашего охвата" - англ.).
5. Трансцендентный фатализм
...Есть три способа понять необходимость в ходе человеческой жизни: необходимость считается или вполне определенным естественным процессом природы - слепой судьбой (фатум), или же незаметным направлением особи посредством ее духа-хранителя (гений), или же, наконец, провидящей, мироуправляющей необходимостью (провидение, προνοια). Вера в слепую необходимость называется фатализмом, веру в провиденциальную необходимость Шопенгауэр называет "трансцендентным фатализмом", написав о ней в своих "Парергах" уже упомянутое ранее сочинение "Трансцендентные умозрения по поводу кажущейся преднамеренности в судьбе индивидуума". Эпиграф из IV Эннеады Плотина гласит: "Нет в жизни случайности, а всюду полная гармония и порядок".