Примечания к дневнику.
216. Перечитывал Достоев[ского] - не то. - Федор Михайлович Достоевский (1821- 1881). Что именно перечитывал Толстой 10- 11 февраля из произведений Достоевского, в точности не установлено. Д. П. Маковицкий в своих записках от 10 февраля сообщает: «Сегодня Лев Николаевич читал Достоевского и просил передать все сочинения Достоевского Булгакову. Наверно хочет поручить ему какую-нибудь работу о Достоевском».
В. Ф. Булгаков на стр. 65 своего Дневника рассказывает, что «Лев Николаевич... сообщил, что предполагает воспользоваться для «На каждый день» мыслями из Достоевского. Он прочел в «Русской старине» статью о нем [В. Храневич, «Ф. М. Достоевский по воспоминаниям ссыльного поляка» , - «Русская старина», 1910, 2 и 3] и это натолкнуло его на мысль о том, сколько интересного материала заключается в сочинениях Достоевского и как мало он заимствовал оттуда. Выборку мыслей Лев Николаевич хочет поручить мне, для чего завтра приготовит для меня сочинения Достоевского». Далее в своей записи (стр. 65) Булгаков приводит слова Толстого: «Гоголь, Достоевский и, как это ни странно, Пушкин - писатели, которых я особенно ценю ...»
227. Я говорил...... Книги для чтения..... и решительно отказала. - Толстой получил письмо от 28 января петербургской учительницы Екатерины Александровны Мохначевой, в котором она писала, что повышена цена с 10 коп. до 12 коп. «Первой книги для чтения» и просила воспрепятствовать этому, указывая на противоречие такого повышения с взглядами Толстого. Письмо Мохначевой приведено в прим. к письму Толстого к ней от 9 февраля 1910 г. (т. 81), в котором он писал: «Екатерина Александровна, я давно уже отдал право издательства моих сочинений после 81 года в общее пользование. Сочинения же до 81 года, к числу которых принадлежат и Книги для чтения, предоставил жене, и я не принимаю никакого участия в их издании. Несмотря на это, я постараюсь содействовать тому, чтобы книги эти продавались дешевле».
253. Статья Ч[ерткова] оч[ень] хороша. - Толстой получил номер 2 журнала «Жизнь для всех» 1910 г., где была напечатана статья В. Г . Черткова «Дополнительная цензура для Толстого», в связи с опубликованием с искажениями московской газетой «Русские ведомости», 1909, № 258 от 10 ноября, статьи Толстого «О науке». В своей статье Чертков протестовал против печатания писаний Толстого с выпусками, искажающими их смысл, которые допускает либеральная пресса. Таким образом к писаниям Толстого применяется новый, дополнительный к царской, вид цензуры - цензура либеральной прессы.
298. Приехавшие казаки ...... Приехали нарочно. - 27 февраля к Толстому приезжал кубанский казак станицы Новопокровской Марк Стефанович Астахов (Остахов) вместе со своим товарищем Алексеем Яковлевичем Елисеевым, намеревавшиеся отказаться от военной службы. Оба они в апреле 1910 г. отказались от повторного казачьего военного сбора. М. С. Астахов (р. 1884 г.) пишет о себе в своей автобиографии (Заглавие: «История жизни Маркина. Краткое изложение хода жизни и его деяний. Как странник идет от бога к богу, к свету со светом и сам с собой про бога говорит, и сам себя очищая, и несет в неведомую страну к духу области необъятной ширины, пространства бездны. Киев 1912»)»: «А рода отец и мать очень бедного, пасли рогатый скот и безграмотны, в школу не при чем было отдать Марка. Возрос Марк при отце с матерью и помогал в их нужде до 22 лет. Вдруг по закону на крестьянке женили Марка, и стал он мужем; и вот в очередь по закону пришло время ему служить и снарядился, и служил, как все казаки... Вдруг явился дух плача в душе и совести... И начал искать с любовию горячей Христову жизнь и его мир в своем христианстве и отечестве... Затем в последние года Марка без учителя самоучкой выучил себя читать священные книги и писать»... Далее Астахов подробно описывает свои диспуты с православным духовенством и сектантами в течение ряда лет. В 1910 г. его призвали на дополнительный военный сбор, «но он взял одежду и оружие, принес к начальнику и сказал: «я служить не хочу больше, вот прими кесарево оружие и отдай ему. Двум господам нельзя сразу служить, но надо служить одному богу». Здесь сейчас же посадили в темницу..., где претерпел.... великие угрозы и поругания от всех своих братьев, как от врагов. Затем в конце концов передали его в военный суд, но прежде им хотелось отправить в лагерный сбор казаков... и вот приводят его с длинными волосами и босого к начальнику батальона, но начальник глянул и спросил:... - А кто ты, казак или нет? - Но Марк сказал: у бога нет ни казаков, ни россейцев, ни помещиков, одни праведники и грешники на земле живут... Сотенный упрашивал добрыми словами ,... а один начальник схватил за волосы и ударил и повелел остричь и обуть... Силой рвали волоса, стригли, раздевали, одевали, обували и до земли не допускали казака Марка. Затем силой обмундировали и привели к начальнику... Начальник затем командовать начал: «налево, направо». Но он стоит. Начальник покраснел и крикнул: «что же ты не поворачиваешься?» и сбил с ног Марка и закричал: «Знать не хочу! Выучить его к вечеру налево-направо»! Схватили казаки Марка, как собаки добычу, и начали силовать, бить и мучить, за четыре дня измучили, избили, не стал на ногах стоять своих. Силой пхали хлеб в рот, раздирали чайной ложкой рот, поив бульоном, в конце концов отправили его в околодок. Доктор сказал, что он жив не будет... В конце концов Марка прожил 21 день перед ними без хлеба. Затем его отправили в Екатеринодар. Екатеринодарская комиссия признала Марка душевно-больным, т. е. неспособным ни к труду ни к службе». - В 1911 г. Астахов получил полное освобождение от военной службы, в 1917 г. вновь был подвергнут психиатрической экспертизе и вновь получил чистую отставку. В 1918- 1919 гг. выпустил листовки: «Открытое письмо к духовенству» и «Открытое письмо к мироправителям и архиереям о том: какая жизнь образованных и просвещенных и какое действие солдат и рабочих необразованного люда». В 1921 г. Объединенным советом религиозных общин и групп, к которому обращался Астахов, было возбуждено ходатайство о полном освобождении его от военной службы. Астахов в это время был пресвитером «Религиозной, объединенной, беззащитной, бескровной, братолюбивой общины» в станице Новоалександровской, Кубанской области.
19 апреля 1910 г. Толстой получил от Астахова письмо, в котором Астахов, описывая отказ служить на военной службе своего товарища казака А. Я . Елисеева, рассказывал свою биографию. Свое письмо Астахов заканчивал словами: «Люблю я всех людей без разбора, не знаю зла и добра, а живу жизнью бога. Радость и печаль ести жизня всех нас. А жизня есть бог. Терпелив бог с нами, и будем мы терпеливы со всеми людьми». На конверте этого письма Толстой пометил: «Чу́дное письмо». См. письма по поручению, т. 81. О пребывании казаков Астахова и Елисеева у Толстого 27 февраля см. Дневник Булгакова, стр. 92 и 94.
414. Написал Гусеву. У него обыск. - Толстой записывает о своем ответе на письмо бывшего в ссылке H . Н . Гусева, от 9 марта 1910 г. (см. прим. 54). В своем письме Гусев сообщал, что ему угрожает новая ссылка или заключение в крепости за то, что при обыске у одного ссыльного нашли полученные от него, запрещенные статьи Толстого. См. письмо H. Н. Гусеву от 18 марта 1910 г., т. 81.