Книга вторая. Изложение и критика учения
Глава двадцатая. Критическое отношение Шопенгауэра к прошлой, современной и собственной философии
II. Христианская религия и докантовская философия
4. Новая философия
...Поэтому в целом вопрос об идеальности реальности вещей относится к объектам (к миру), которые мы представляем: вопрос в том, что и сколько в представляемом предмете приходится на долю субъективной природы нашего представления, что и сколько - на долю самой вещи.
Следовательно, дело только в том, чтобы провести демаркационную линию между идеальностью и реальностью вещей, между бытием в представлении и бытием в действительности или, что то же самое, между явлением и вещью в себе. Если правильно провести эту пограничную линию, то проблема решена, если же провести ее неверно, то задача остается нерешенной, счета философии не сходятся и получается остаток, который некуда девать. Этот остаток заключается в некоторых необъясненных фактах. Установлением этой линии различаются между собой в философии идеализм и реализм: оба направления относятся к объекту, а не к субъекту познания. Что же касается философского анализа субъекта, то познающий субъект, интеллект или дух понимается или как первичная и независимая сущность, или как обусловленный телесной организацией, то есть материей: первое объяснение дает спиритуализм, второе - материализм. Таким образом, идеализм и реализм означают одно, а спиритуализм и материализм - нечто совсем другое. "Противоположность между идеализмом и реализмом касается познаваемого, объекта; наоборот, противоположность между спиритуализмом и материализмом касается познающего, субъекта. (Современные невежественные писаки смешивают спиритуализм с идеализмом)".