Книга вторая. Изложение и критика учения
Глава девятнадцатая. Отрицание воли к жизни. Отношение учения Шопенгауэра к религии и религиям
III. Квиетив и пути к спасению
5. Порядок спасения
Отныне мир является нам уже в новом свете. Если страдание находится в его сущности
и с необходимостью вытекает из него, растет вместе с постепенным возвышением вещей, ощущается тем глубже, чем выше уровень представления и познания, а испытанное страдание обладает силой очищения и ведет к искуплению, то существование мира получает нравственное значение и является само "порядком спасения", как и рассматривает его Шопенгауэр в одной из последних глав дополненного основного произведения. Не мир находится на ложном пути, но мы - мы, которые воображаем, будто мы рождены для счастья и благоденствия. Уже в первых словах своего учения о порядке спасения Шопенгауэр объявляет это представление единственным прирожденным нашим заблуждением.