Записная книжка 1907 г. № 3.
Март
Благотворитель[ность] подобна вѣтвямъ. Срѣзать траву и потомъ срѣзанную распредѣлять.
Март-апрель
Какъ вода вся вытечетъ изъ ведра, если будетъ въ немъ хоть одна дыра, такъ и радость* жизни не удержится въ душѣ, если есть въ ней** вражда хоть къ одному человѣку.
* Зачеркнуто: любви Божіей
** Зачеркнуто: нелюбовь
Мать любитъ урод[а], а отецъ работни[ка].
Апрель
Люди борятся съ эгоизмомъ. - Но эгоизмъ есть основной законъ жизни. Вопросъ только въ томъ, кого признавать своимъ «ego».
Память съ годами все больше и больше пропадаетъ о ближайшемъ: человѣкъ все больше и больше сознаетъ свое неподвижное «я». Также пропадаетъ мысль о будущемъ, какъ руководителѣ поступковъ. Человѣкъ становится ненужны[мъ], не годнымъ для міра.
Май
Поступокъ по вѣрѣ увел[ичиваетъ] вѣру.
Поступки по вѣрѣ усиливаютъ вѣру. Вѣра производитъ поступ[ки]. Circulus viciosus.
Воспользоваться свободой револю[ціи] для того, чтобы избавиться отъ суевѣрія необходимости влас[ти]: «Но люди не готовы». Тутъ cercle vicieux. Люди не будутъ готовы, пока буд[етъ] развращающая ихъ власть.
Можно любить всякаго человѣка. Только, чтобы любить такъ человѣка, надо любить его не за что нибудь, а ни за что. Только начни любить такъ - и найдешь, за что...
Что прежде, что послѣ? Прежде надо освободить людей отъ рабства, а потомъ уже облегчать машинами работу. А не такъ, какъ теперь - когда изобрѣтеніе машинъ только усиливаетъ рабство.
Цивилизація Еврейска[я], отъ того успѣхъ Евреевъ. Если представить себѣ циви[ли]заці[ю] такую, гдѣ нужно бы было легкомыслi[е], энергія, веселость, была бы цивилизація цыганская. И цыган[е] властвовали бы.
Июнь
Самая простая вещь: машина, лишающая работника разумности и пріятности работы, показываетъ, ч[то] душа человѣч[еская], человѣкъ отдается въ жертву выгодѣ: паръ вмѣсто лошади, сѣялка вмѣсто руки, на ружейномъ заводѣ подкладыванi[е] подъ молотъ желѣзн[ой] пластинк[и]: Евр[ейская] цивилизація.
Жизнь становится сномъ. Хочешь проснуться - и не можешь.*
Просыпаются рано, не доспавъ, отъ страшна[г]о сна; просыпаются поздно старые - выспавшись.
Хочешь проснуться и не можешь, чувствуешь, что все нелѣпый сон[ъ]. И во всей путаницѣ - ничтожествѣ только одно настояще[е] - свой поступокъ добры[й] или, скорѣй, свое сознаніе добра.
* Эти пять слов в подлиннике обведены чертой.
Июль
Любовь нечего вызывать. Только устрани то, что мѣшаетъ проявленію любви, т. е. себя.
Старость уже тѣмъ хороша, что уничтожаетъ заботы о будущемъ: будущаго нѣту - и вся забота, усиліе невольно переносится въ настоящее.
Тѣло и ограничиваетъ и даетъ возможность общенія.
Август
Выборъ* состоянія тѣла почти непроизволенъ: отскочилъ, когда обжегся, съѣлъ, когда голоденъ, заснулъ, когда спать хочется. Выборъ поступковъ: пойти? не пойти? дѣлать ту или иную работу, уже болѣе произволенъ. Выборъ предмето[въ] мысли еще болѣе.
(Что-то есть. Но все не то.)
* Переделано из: Перемѣна
Дама съ ужасомъ говоритъ, содрогается отъ мысли объ убійствѣ, а требуетъ утвержденi[я] пор[ядка].
Сентябрь
Говорятъ: а чтожъ будетъ? Да вѣдь что будетъ - небудетъ - я не могу ничего пере[мѣ]нить ни въ чемъ и ни въ комъ, а только въ одномъ - самомъ себѣ.
Ноябрь
Христіанство Константина, принятое народами, подобно подписанію неосторожнымъ человѣкомъ условія, въ к[оторомъ] требованія другой стороны такъ скрыты фразам[и], что видны только выгоды. А вышл[о] то, ч[то] назвался груздемъ, полѣзай въ кузовъ.
Если богатый совѣстли[въ], то онъ стыдится богатст[ва] и хочетъ избавиться, а избавиться почти также трудно, какъ бѣдному разбогатѣть. Главная трудность - семья - трудность своихъ привычекъ можно преодолѣть, но семья.