Глава 6. Соблазн и проблематика желания
... Как и должно было случиться с точки зрения математики, если аппарат действительно порождал любовь, - МАШИНА ВЛЮБИЛАСЬ В ЧЕЛОВЕКА.
А. Жарри. Суперсамец
...Господствующий сегодня способ мышления, говорит Бодрийяр, представляет собой идеологию счастья, которая по сути глубоко несчастна. Западное общество отождествило добро с удачей, а зло - с несчастьем. При этом добро и зло вступают в своеобразное «диалектическое сообщничество». Между тем, утверждает философ, зло не противостоит добру, добро и зло асимметричны и не являются противоположностями.
Зло - это фрагментарность, тогда как совокупность выступает в роли добра. Поэтому определяющим фактором движения западного общества является зло. Несмотря на огромное количество технологий добра и счастья, стратегия общества-это стратегия зла, а вернее - «через зло».
...Современное западное общество одержимо стремлением всё освободить, избавившись от сцепления. Освобождение - это стремление к добру, так что те, кто хочет только добра и счастья, должны освобождать всё без исключения, особенно желание. Однако этот процесс освобождения ведёт к уничтожению связей и ликвидации всякого регулирования. В этой ситуации, подчёркивает Бодрийяр, необходимо выявить правила «игры в освобождение».
Глава 7. Конец сингулярности и критика политэкономии субъекта
Мы быстро приближаемся к финальной стадии расширения человека вовне - стадии технологической симуляции сознания...
М. Маклюен. Понимание Медиа
...В «Системе вещей» Бодрийяр говорил о том, что функциональность вещей производит функционального человека: «человек... отстаёт от своих вещей, уступает им в связности». Вещи идут впереди человека в организации его среды, а потому определяют те или иные его поступки. Таким образом, порядок вещей готов заменить собой человеческий порядок*. Как заметил М. Маклюен, «человек превращается... в органы размножения машинного мира»**. Во взаимной согласованности форм вещей «человек упоминается лишь намёком». Когда симулякры, то есть мир изделий, подменяют собой реальность и начинают её эффективно регулировать, человек по отношению к таким симулякрам становится абстракцией.
* «Вглядываясь в современные вещи и предметы обстановки, - пишет Бодрийяр, -замечаешь, что они уже прекрасно беседуют между собой, не дожидаясь прихода гостей, свободно сходятся и расходятся не хуже их... » (Система вещей. С. 53).
** Маклюен М. Понимание Медиа. С. 56.
...Недостаточно сказать: «человек - продукт общества». За этой культурологической банальностью, говорит Бодрийяр, скрывается более жестокая истина: система производит и воспроизводит индивидов со всеми качествами, потребностями и бессознательным в качестве элементов системы, то есть производительных сил. Здесь французский философ прямо критикует Маркса и Энгельса, которые в «Немецкой идеологии» принимают как аксиому следующее утверждение: «Первая предпосылка всякой человеческой истории -это, конечно, существование живых человеческих индивидов. Поэтому первый конкретный факт, который подлежит констатированию, - телесная организация этих индивидов и обусловленное ею отношение их к остальной природе». Этого-то «природного» человека, утверждает Бодрийяр, как раз и не существует, поскольку сама «природность» - изобретение дискурса Нового времени, а не абсолютная реальность.