Глава 4. Система симуляции как невозможность социального
...Народ безмолвствует.
А. С. Пушкин. Борис Годунов
...В современной системе, говорит Бодрийяр, произошёл переход от репрессии к контролю. От предписания (injonctio) система перешла к расписанию (disjunction), то есть «от ультиматума - к побуждающей заботе».
...Массы не являются проводниками смысла (как политического, так и социального), все энергии рассеиваются здесь. Призыв к массам всегда остаётся без ответа. Именно поэтому, считает Бодрийяр, масса выступает определяющей характеристикой современности: она имплозивна и не может быть освоена никакой теорией и никакой практикой. Актуальная сила самих масс - это сила их молчания. Масса противоположна тому, что принято обозначать как «социологическое». Масса не имеет субъекта, она никогда не бывает ни «массой трудящихся», ни массой кого бы то ни было ещё. Массу составляют те, кто свободен от символических обязанностей. Ни атрибута, ни предиката, ни качества, ни референции у массы нет. Она радикально неопределённа. Поскольку здесь нет никакого различения, нет и отчуждения. Масса -это «неподъёмное ничто всех дискурсов».
...В реальной социальной субстанции политическим знакам уже ничего не соответствует. Такие классические категории, как «народ», «класс», «пролетариат» или «объективные условия», не имеют социального референта. С исчезновением социального означаемого исчезает и зависящее от него политическое означающее.
...В анализе масс Бодрийяр опирается на давнюю социологическую традицию. В частности, его прямым предшественником в этом отношении можно считать Г. Лебона, который в своём классическом труде «Психология масс» выделил следующие специфические черты масс: 1) в толпе индивид теряет чувство ответственности и становится безответственным, поддаваясь обычно сдерживаемым инстинктам; 2) в толпе очень быстро распространяется «зараза», то есть индивид быстро заражается коллективными влечениями и даже начинает действовать вопреки своим личным интересам; 3) толпа в высшей степени восприимчива к внушению, так что каждый индивид перестаёт существовать как сознательная личность и начинает действовать бессознательно. Более того, Лебон предвосхищает и мысль Бодрийяра о том, что манипулирование толпой достигается благодаря предлагаемым ей образцам, а не идеям.
Массы, говорил Бодрийяр в московской лекции, не имеют собственного мнения или положительной воли. Это своего рода социологический «чёрный ящик», в котором инвертированы все цели, задачи и устремления. Массы «живут во мраке отрицания» и находят своё определение в негативности. Их потенция неопределённа, они сильны лишь неприятием и отрицанием. Прежде всего, отрицанием всего недоступного их пониманию.