Дьяков Александр Владимирович (1972--) Жан Бодрийяр: Стратегии «радикального мышления» 2008

Apr 11, 2022 17:32

Глава 4. Система симуляции как невозможность социального
Народ безмолвствует.
А. С. Пушкин. Борис Годунов
...Система потребляемых человеком вещей, говорил Бодрийяр в своей первой крупной работе, имеет идеологическую функцию, заключающуюся в следующем: «она даёт нам всего лишь игру в повышение социального статуса, поскольку любые отличия изначально интегрированы в систему». Это и есть идеология демократии. Однако участие в этой игре требует от индивида потребления. Бесконечное принуждение, которому подвергается современный человек, - принуждение к потреблению. При этом потребляются не сами вещи, а стоящие за ними фантазмы, призванные включить человека в социоэкономическую систему. В акте потребления индивид не существует как полноценный субъект; эту фантазматическую полноценность ему даёт потребление, посредством которого индивид интериоризирует попечительную инстанцию (ярко выраженную в рекламе), то есть общество потребления в целом. Если рекламные образы отсылают друг к другу, это ещё не значит, что у них нет никакого означаемого. Единственным означаемым в этой системе выступает общество в целом.

...Изобретение таких буржуазных принципов, как гуманизм и демократия, говорит Бодрийяр, было вынужденным шагом капиталистической системы. Даже школьное образование получило всеобщий характер лишь тогда, когда стало навязываться в качестве средства социального контроля и «приучения» к индустриальному обществу. Если в эпоху индустриализации для извлечения прибавочной стоимости не было нужды в активации потребностей, поскольку рабочая сила прямо вымогалась за минимальное вознаграждение, то впоследствии капитализм столкнулся с такими неприятными явлениями, как перепроизводство и снижение процента прибыли, и был вынужден перейти к производству индивида как потребителя (вместо того, чтобы производить раба как рабочую силу).

...Потребитель переживает отличительные формы своего поведения как свободу и выбор, основанные на личном стремлении, а не как принуждение к дифференциации и подчинение кодексу общества потребления. Однако, говорит Бодрийяр, «отличаться всегда означает в то же время принимать общий порядок отличий, который сразу оказывается фактом целостного общества и неизбежно выходит за рамки индивида». Намечая свои цели в системе отличий, индивид уже осуждает себя на включение в систему как относительного (а вернее, соотносительного с ней) существа и воспроизводит саму систему. Какой бы социальный выигрыш ни выпал индивиду, система отличий остаётся прежней. Бодрийяр неизменно настаивает на этой «системе»: неверно говорить, что потребности являются плодом производства, на деле система потребностей составляет продукт системы производства.

...Общество потребления, говорит он, является своим собственным мифом. Само потребление - это миф, то есть рассказ современного общества о себе самом. Единственная объективная реальность потребления-это идея потребления, приобретшая значение здравого смысла. Общество мыслит себя как общество потребления, поскольку оно потребляет себя в качестве общества потребления. Изобилие и потребление - это не изобилие и потребление материальных благ и услуг, а «потреблённый образ потребления», то есть новая родовая мифология и мораль современности.

Система и элемент, Цивилизация унитаза, Граждане, Бергсон, Образование, Дьяков, Управление, Потребительское рабство

Previous post Next post
Up