Лев Николаевич Толстой (9 сен 1828 - 20 ноя 1910) Псс. Том 54 (1935)

Apr 05, 2022 22:29

Дневник, записные книжки и отдельные записи 1900-1903
Примечания к дневнику 1900-1903 гг.
168. Вчера читал статью Новикова - Прочитанная Толстым в рукописи статья очень ценимого им талантливого и смелого писателя-крестьянина Михаила Петровича Новикова (р. 1871) не могла быть пропущена цензурой и лишь впоследствии была напечатана за границей анонимно под названием «Голос крестьянина. (Ненапечатанное в России письмо в «Журнал для всех»)», изд. «Свободное слово», Christchurch, 1904. В этой статье М. П. Новиков, между прочим, пишет: «Заканчивая мое к вам письмо, в виде последнего слова, мне страстно хочется сказать всем «господам» следующее: «Мы, «мужики», усердно просим тех, в чьих руках зажата или, вернее, затаена наша свободная жизнь, отдать нам эту жизнь обратно, отдать всю без изъятия, отдать в наше собственное распоряжение и не заботиться о нашем образовании; не лечить наши болезни порошками и каплями; не показывать нам «туманных картин»; не навязывать «веры» в невидимое, непонятное, чудесное. От неимения всего этого мы нисколько не страдаем и не сделаемся хуже, чем есть. Страдаем же мы оттого, что вы отнимаете у нас наше добро в форме законных поборов. Не отнимайте же у нас ничего. Страдаем мы и оттого, что по неравноправию и обездоленности, при дележе богатств природы, мы должны быть вашими подтирками и «мужиками». Не принуждайте нас к этому; няньчайте сами своих детей, готовьте себе сами обеды по вкусу, добывайте себе сами всё то, что называется хлебом насущным, пашите свои нивы, косите свои покосы, пасите своих животных, выносите свои нечистоты, и ваша жизнь от этой перемены примет сама собой форму желанного золотого века, о котором мечтают и ваши лучшие люди. Ложь и лицемерие, на которых построена ваша настоящая жизнь, пропадет от вас с того же дня, и вы почувствуете облегчение от давящей вас теперь тоски, беспокойства, страха и, главное, лжи. - Еще мы страдаем от того, что у нас нет всего того, что нужно на потребу жизни, так как все лучшие земли, леса и даже вода захвачены вами. Так откажитесь от греха землевладения, откажитесь от готового содержания и выгодных мест. Откажитесь требовать себе от других то, чего вы не припасли сами себе, откажитесь от привилегий своей знатной породы и названий «барина» и «барыни»; пусть эти позорные имена отойдут назад в архив прошлого времени, - откажитесь быть «господами»... У нас одна к вам слезная просьба: не нападайте на нас с оружием, не подступайте к нам с угрозами наказания, не считайте чужого труда своим; узаконьте не землевладение, а право труда на свое добро. - Дайте нам только возможность без устрашения от ваших набегов заниматься на своих полосах любимым делом земледелия. Примкните и вы к нам, чтобы вместе, по-братски, войти в радость жизни, и не думайте и не бойтесь, что мы без вас одичаем и потеряем дорогу к богу: бог жив в нас помимо ваших катехизисов и священных историй, и мы его знаем. Самаряне милосердые не из знатной породы выходят! - Не мешайте богу пасти свое стадо. Пусть он властвует непосредственно над своим народом и тогда, наверное, не поднесет один народ другому меча, а будет мирно заниматься борьбой с природой, уважая личность и труд соседа, и не боясь устрашения со стороны старост, старшин, становых, попов, земских начальников и проч., которым теперь дано «право» во всякое время отнимать у нас то, что мы добываем со страшным трудом и усилием, и при которых нам нельзя быть людьми и жить, славя бога, а можно только существовать в форме рабочих животных, нося в сердце постоянную безмолвную злобу и проклятия нашим притеснителям, наложившим на нас ярмо неудобоносимое.

205. и отчет министра финансов. - Толстой вероятно читал зарубежное издание «Самодержавие и земство. Конфиденциальная записка Министра финансов статс-секретаря С. Ю. Витте (1899) с предисловием и примечаниями Р. Н. С.» Изд. «Заря», Штуттгарт, 1901. - Записка эта была представлена Николаю Второму. Комментатором записки в указанном издании (Р. Н. С.) является Петр Бернгардович Струве.

221. и вызванные им выражения сочувств[и я ], - Выражения сочувствия проявлялись не только в получавшихся со всех концов России и из разных стран адресах, письмах, телеграммах, депутациях, цветах, но и в шумных овациях, устраивавшихся Толстому многолюдными толпами на улицах Москвы, в публичных демонстрациях в Петербурге и других городах, а также в разного рода заявлениях в Синод, в том числе с просьбою об отлучении. Такие заявления направлялись в Синод разными лицами, как из числа единомышленников Толстого, так и со стороны отдельных представителей русской внерелигиозной интеллигенции. См. об этом «Листки Свободного слова», под ред. В. Черткова, № 23, «За свободу совести и слова. Из современной жизни в России», изд. «Свободное слово», Christchurch, 1901, стр. 4-8, 12-23. - Из заявлений отдельных лиц особенно замечательны по смелости и яркости: И. К. Дитерихса (Победоносцеву, см. «Листки Своб. слова», № 23), Нестора Вознесенского (митрополиту Антонию, см. там же и в настоящем томе, прим. 611), «почетного гражданина из бывших духовных» Иеронима Преображенского (харьковскому архиепископу Амвросию, см. журн. «Вера и Разум», 1901, № 4, апрель) и крестьян с. Богоявленского, Рязанской губ., Добрынина, Правдина и Скворцова (митроп. Антонию; см. в дневнике А. В. Богданович «Три последних самодержца», изд. Л. Д. Френкель, П. 1923, стр. 265). - Из адресов выделяются приветствия от рабочих Прохоровской мануфактуры, от группы политических ссыльных из Архангельска, от фабричных рабочих из г. Коврова, и многие другие. В письмах к В. Г. Черткову (см. т. 88) Толстой отметил еще «очень хорошие адресы от испанских журналистов» (4 апреля 1901) и огромное количество писем, «преимущественно из-за границы и от наших сектантов» (21 мая 1901). Еще см. статью «Отражение в русском обществе отлучения Л. Н. Толстого от церкви (По сведениям департамента полиции)», со вступительной заметкой В. И. Срезневского - «Толстой. Памятники творчества и жизни», сборн. 3, ред. В . И. Срезневского, М. 1923; а также Б, IV, стр. 22- 32.
Несомненно, что Синод своим актом могущественнейшим образом содействовал широчайшему распространению той самой популярности Толстого, рост которой имелось в виду приостановить. Следствием этого акта, помимо выражения сочувствия Толстому со стороны многих тысяч людей, безусловно было привлечение внимания широких читательских масс ко всему, что вышло или вновь выходило из-под пера Толстого.
В ответ на выражение сочувствия по поводу отлучения Толстой напечатал в газете следующее письмо: «Г. редактор. Не имея возможности лично поблагодарить всех тех лиц, от сановников до простых рабочих, выразивших мне как лично, так и по почте и по телеграфу свое сочувствие по поводу постановления св. Синода от 20-22 февраля, покорнейше прошу вашу уважаемую газету поблагодарить всех этих лиц, причем сочувствие, высказанное мне, я приписываю не столько значению своей деятельности, сколько остроумию и благовременности постановления св. Синода». См. т. 73.

228. Пришел Ал[ександр] Петр[ович] - А. П. Иванов (см. прим. 81), придя к Толстому, занимался у него перепиской находившегося в это время в стадии обработки «Ответа Синоду». Толстому неоднократно приходилось выслушивать от Александра Петровича, особенно в периоды запоев, резко выражаемые суждения и обличения.

234. Хорошее письмо от Власова. - Андрей Васильевич Власов (р. 1845), еще в конце 1860-х годов самостоятельно пришедший к христианско-анархическим убеждениям и твердо проводивший их в жизнь, за что не мало испытал гонений. Он, по его словам, „отказался от всякого земного общества и от всех религиозных убеждений, от имени, отчества и фамилии, стал один сам себе и сказал так: «я не ваш, один сам себе»“ . На следствии, на вопрос: «А ты признаешь царя?» - Власов ответил: «Он себе царь, а я себе царь, я до него не имею никакой надобности». Он отказывался и от уплаты податей и от присяги Александру III, а на допросах и судах отрицал суды, законы и т. п. - Жил Власов то на Кавказе (в Баку), то в Сибири (в Змеиногорске), а в годы гражданской войны жил в Благовещенске на Амуре. - Вступил с Толстым в переписку в октябре 1899 года. См. т. 72, стр. 221-226. - Толстой, использовав его письма, создал в «Воскресении» образ старика на пароме часть III, гл. 21 и 27). См. статью А. М. Хирьякова «В лаборатории Л. Н. Толстого» - «Летопись», 1915, декабрь. - В «Листках Свободного слова» (№ 15 , 1900) напечатано письмо Власова к Толстому от 6 октября 1899 г., в котором он описывал все те преследования, какие ему пришлось перенести за последовательное проведение в жизнь своих взглядов. Еще см. журнал «Свободная мысль», Женева, 1900, № 5-6, или брошюру Р. Воуег et Ch. Salomon. А propos de Rеsurrection. По поводу «Воскресения» (письмо А. В. Власова и ответ Л. Н. Толстого)», изд. Швейцарского отдела «Свободного слова», Onex, 1900 (перевод с французского изд., Paris, 1900). - Кроме того, см. т. 72 и 73, письма Толстого к А. В. Власову 1900-1902 гг., а также т. 33.

242. Вчера читал и смотрел картины мучений в франц[узских] дисциплин[арных] батальонах и разрыдался от жалости - Толстой читал об этом в книге G. Dubois-Desaulle, «Camisards, Peaux de Lapins et Cocos. Corps disciplinaires de l ’armеe franсaise». Paris, Editions de La Revue Blanche, 1901. Экземпляр этой книги, читанный Толстым, с вложенными им закладками, сохранился в Яснополянской библиотеке. Книга эта сообщает сведения об истязаниях, применявшихся к заключенным в дисциплинарных батальонах Франции, и содержит ряд иллюстраций, изображающих орудия пыток и положение пытаемых. Автор названной книги, получив опровержение сообщаемых им фактов со стороны военного министра Андрэ (L. Andrе), выступил с ответом ему (в журн. «La Revue Blanche», т. XXIV, № 189, 15 avril 1901, стр. 607- 610). Позднее в том же двухнедельнике в 1901 г. были напечатаны, помимо рецензии на его книгу (в т. XXVI, № 194, стр. 395), еще статьи Дюбуа-Десоля, посвященные сообщению новых фактов всё в той же области.
Вскоре в статье своей «Офицерская памятка» Толстой написал: «Недавно во французской прессе наделало шуму изобличение журналистом тех ужасных мучений, которым подвергаются солдаты в дисциплинарных батальонах на острове Olеron, в шести часах езды от Парижа. Наказываемым связывали руки с ногами на спине и так бросали на землю, надевали на большие пальцы загнутых за спину рук винты, завинчивая их до того, что каждое движение производило ужаснейшую боль, подвешивали ногами кверху и т. п.» («Офицерская памятка»). В письме от 16 апреля 1901 г. один из друзей Толстого писал Чертковым: «На днях, зайдя ко Льву Николаевичу, застал его очень расстроенным и взволнованным... Спрашиваю. Он показывает мне номер журнала «Revue Blanche» с статьей с французских дисциплинарных баталионах с рисунками и описанием невероятных ужасов, совершаемых там. - «И подумать только, к чему же все эти выставки, парламенты и громкие слова о цивилизации....» Он не мог говорить от волнения». («Листки Свободного слова», № 23, Christchurch, 1901, стр. 17). См. еще Д. П. Маковицкий «Яснополянские записки», в. 2, «Задруга», М. 1923, стр. 38-39, запись 12 февраля 1905.

Бухло, Русский мир, Правда, Персонаж, Письмо, Заговор, Французы, Шпион, Михаил Петрович Новиков, Крестьяне, Людоеды, Дебилы, Лев Николаевич Толстой

Previous post Next post
Up