Книга четвертая. Новое изложение и новое обоснование наукоучения
Глава двенадцатая. Факты сознания и новое учение о государстве
I. Факты сознания
3. Ступени сознания
...Отчуждение есть созерцание, возврат к себе есть самосознание. Таким образом, углубление в себя обусловлено и опосредствовано созерцанием; сознание, в котором знание постигает свое единство, проходит чрез созерцание: эта точка прохождения есть индивидуальность. Поэтому индивидуум не есть носитель знания,
а есть форма явления последнего. Для того, чтобы из своего отчуждения или созерцания возвратиться к себе и понять себя как единую основу и носителя всякой жизни, знание должно сконцентрироваться и сгуститься в индивидуальное сознание. Индивиды суть концентрации единой жизни, концентрированные жизненные проявления знания, в которых знание впервые становится жизненным, самодеятельным, практическим; они образуют изменчивые сферы свободы в пределах неизменного чувственного мира. В чувственном мире жизнь является как неподвижный объект, как существительное: vita; в индивиде она есть деятельность, глагол: vivere. Индивиды суть явления одной и той же жизни; поэтому между ними нет пропасти, а есть общность. Всякий определяет сам свою действенность и поступает свободно в своей области, самоопределение одного обусловливает самоопределение другого и наоборот, но не непосредственно, а при посредстве взаимного признания и сознания свободного самоопределения; поэтому общение (взаимодействие) индивидов основывается не на физической, а на моральной связи.