Книга четвертая. Новое изложение и новое обоснование наукоучения
Глава одиннадцатая. Позднейшая форма наукоучения
III. Наукоучение 1810 года
...Мышление обосновывает созерцание, следовательно, оно не может им обосновываться; оно может иметь свою основу и своего носителя только в бытии, которое существует через себя, в абсолютном бытии, непосредственно в нем. Мышление узнает в себе непосредственное следствие божественного бытия, образ Бога, способность этого образа, "возможность быть схемой божественной жизни".
Знание есть образ, есть схема. Если знание познает себя как образ, то это знание есть образ образа, схема схемы, тень тени; как голое знание оно пусто, оно не есть то, чем оно может быть по своей способности и сущности, ибо как действительная способность оно есть образ Бога; напротив, как голое самосознание оно только образ образа. Таким образом, знание не то, что оно есть в действительности и чем оно должно быть. Быть образом Бога - в этом состоит невыполненное назначение, неосуществленная способность пустого знания, голого самосознания (Я); следовательно, это назначение надо выполнить, эту способность осуществить; это не только возможность, но и долженствование.
Глава двенадцатая. Факты сознания и новое учение о государстве
I. Факты сознания
1. Наукоучение как учение о явлениях
...Наукоучение рисует историю развития сознания от самой нижней ступени до самой высокой, от внешнего восприятия до блаженной жизни. Главные этапы этого развития суть факты сознания, которые каждый находит в себе. Цель и задача пропедевтических лекций заключается в том, чтобы разобраться в этих фактах, привести их в связь, отметить точки, определяющие направление, по которому развивается наукоучение. Область наукоучения распространяется на всю сферу рефлексии с ее необходимыми формами. Этим определяются
границы: область эта начинается с факта сознания, который совершается бессознательно. и
из которого выходит рефлексия; она заканчивается, доходя до абсолютного бытия, в котором нет рефлексии, и к которому все знание относится, как образ и явление. Всякое бытие вне Бога есть явление, или образ Бога, всякое явление заключается в знании и в продуктах его рефлексии. Знание есть явление, или "бытие Бога". Всякое знание вне Бога есть "бытие" в рассудке: "рассудок есть абсолютный элемент и носитель всякого бытия"; поэтому задача наукоучения заключается в "анализировании формы рассудка".
...Всякое явление состоит в "самопонимании" и в необходимом пути, который проходит самопонимание. Эта жизнь и движение процесса понимания, путь, проходимый им, и есть область наукоучения. Таким образом, явление только тогда завершается, когда оно всецело себя поняло: это полное понимание дает наукоучение. Поэтому последнее находится не вне пределов явления, а всецело к нему относится, так как оно всецело его охватывает: "Самопонимание есть форма бытия явления".