Из сборника «Мысль и движущееся» (1934)
Введение. Часть вторая (1922)
О постановке проблем
...Таким образом, роль тела заключается в том, чтобы проигрывать жизнь духа, подчеркивать его двигательные выражения, как это делает дирижер, руководствуясь партитурой; функция мозга - не мыслить, а помешать мысли погрузиться в мечты;
это орган внимания к жизни.
...Хотя все слова нашего языка конвенциональны, сам язык не является конвенцией, и для человека так же естественно говорить, как и ходить. Но какова первоначально функция языка? Он устанавливает коммуникацию в целях сотрудничества. Язык передает приказы или предупреждения. Он предписывает или описывает. В первом случае это призыв к непосредственному действию; во втором - сообщение о вещи или каком-то из ее качеств в видах будущего действия. Но в обоих случаях язык выполняет производственную, торговую, военную - словом, социальную функцию. Предметы, которые описывает язык, человеческое восприятие выкроило в сфере реального, чтобы обеспечить возможность человеческого труда. Качества, о которых он сообщает, суть призыв, направленный предметом к человеческой деятельности. Как мы говорили, одному и тому же усвоенному действию будет соответствовать одно и то же слово, и наш разум припишет различным вещам одно и то же свойство, представит их одним способом, наконец, сгруппирует их под одной идеей и повсюду, где нужно учесть одну и ту же рекомендацию, выполнить одно и то же действие, прибегнет к одному и тому же слову. Таковы истоки слова и идеи. Конечно, оба они развивались. Они не носят уже грубо-утилитарного характера. И все же они по-прежнему нацелены на практику. Социальное мышление непременно сохраняет свою изначальную структуру. Является ли оно интеллектом или интуицией? Думаю, что сюда проникает свет интуиции: нет мышления без тонкого ума, а тонкий ум есть отражение интуиции в интеллекте. Я также думаю, что эта столь не значительная часть интуиции расширилась, породила поэзию, потом прозу, превратив слова, бывшие вначале всего лишь сигналами, в инструменты искусства: это чудо совершили по преимуществу греки. И все же мышление и язык, изначально предназначенные для того, чтобы организовывать работу людей в пространстве, по сути интеллектуальны. Но эта неизбежно смутная интеллектуальность служит общему приспособлению духа к материи; ее-то и должно использовать общество.