Книга четвертая. Новое изложение и новое обоснование наукоучения
Глава четвертая. Основные черты современной эпохи
I. Характер эпохи
2. Характер современности и просвещения
...Все, что выходит за пределы обычных жизненных целей, считается суеверными мечтаниями, от которых здравый рассудок освободился. Искоренение всяких идей есть собственно главная задача современного просвещения, эта "пустая свобода" и это "прочищение" составляют ее подлинный характер.
3. Жизнь по разуму и жизнь против разума
Жить только для своих личных целей значит не жить для разумной цели рода, это значит жить несогласно разуму. "Есть лишь одна добродетель - забывать себя, как личность, и есть лишь один порок - думать о себе самом". "Кто только вообще думает о себе как личности и стремится к жизни и бытию или к самоуслаждению помимо жизни в роде и для рода, тот в сущности только пошлый, мелкий, дурной и притом несчастный человек". Жить для рода и в роде значит забывать о своих личных интересах, значит ставить свою жизнь под эгиду идеи, жертвовать собою, т. е. жить по разуму.
II. Научное состояние эпохи
1. Безыдейный рассудок и страсть к чтению
...Столь же рассеянна, поверхностна, бессвязна и его речь. Оно изобрело искусство преподавать науку без всякой внутренней связи, в алфавитном порядке. Без внутренней связи нет и ясности, поэтому единственная ясность, доступная этой эпохе, заключается в утомительной ясности повторений. Чем чаще повторять что-нибудь, тем лучше оно должно усваиваться без дальнейшего размышления; классическими сочинениями признаются такие, которые для своего понимания не требуют размышления. Иначе было у древних, истинно классические сочинения которых, являясь сами результатом глубокой мысли, только и могли быть поняты при усилии мысли. Поэтому неудивительно, что эта эпоха чувствует такое отвращение к классицизму, который кажется ей бесполезным.
...Таким образом гордость современности направлена на пристойное мышление, на выражение своего мнения и на пересказ других мнений. Кто лучше всего умеет это делать, тот признается вождем. Однако мало ведь думать многое, если всякую из этих ценных мыслей может унести ветер; необходимо сохранить их для времени, сделать устойчивыми, зафиксировать их черным по белому. Поэтому нужно печатать и перепечатывать свои мнения: этим духовные сенаторы отличаются от народа, ученые от толпы, и лагерь представителей времени делится на два класса: писателей и читателей. Но недостаточно и печатать книги, нужно еще устроить так, чтобы их не забывали, и вместе сделать излишним их чтение. Раз книга напечатана, из нее составляют компиляцию и помещают ее в текущих журналах и так называемых научных газетах. Что сказал один, то повторяется другим, а так как каждый должен иметь собственное мнение, то компилятор не только повторяет мнение другого, но и прибавляет свое собственное. Это называется "рецензировать". Чтобы следить за временем, нужно только читать рецензии, и нет надобности читать сами книги.
...Писание не столько средство к образованию, сколько читательский корм. Читают не для поучения, не для мысли, не для духовного обогащения, читают, чтобы читать; читают без удержу, все вперемежку, с намерением развлечь себя, освободить от усилия собственной мысли и убаюкать приятной дрёмой. Этого легко достигают. Подобное чтение не обогащает, а усыпляет, как курение табака. Кто приучил себя к чтению без смысла, при котором ни о чем не думается, того можно назвать чистым читателем, который смотрит на литературу, как турок на опиум. Неотвратимый результат этого - слабость ума. Привычка к бессмысленному чтению порождает неспособность к умственному напряжению и связному мышлению.