Анри Бергсонъ (1859-1941) Сс. Т. 4. Вопросы философіи и психологіи. (1914)

Feb 17, 2022 16:24

Жуссэнъ. Романтизмъ и философія Бергсона. Переводъ Б. С. Бычковскаго.
II. Преемники классицизма
§ 1. Соціологическая мораль и религiя человѣчества.
...Солидарность, обусловливаемая раздѣленіемъ труда, действительно, заставляетъ меня пользоваться чужимъ трудомъ, безъ котораго я не могу обходиться, но она не заставляетъ меня, въ свою очередь, служить другимъ, если я только въ состояніи найти средство эксплоатировать соціалъный порядокъ. Юридическія санкціи, общественное мнѣніе могутъ меня заставить казаться добродѣтельнымъ, но они безсильны принудить меня таковымъ быть. Существенно для правосудія не невиновность, a убѣжденіе въ невиновности. То же самое имѣетъ мѣсто и въ жизни. Жить въ обществѣ паразитомъ или пиратомъ, поэтому, было бы идеаломъ каждаго. Но вы возразите, что общество требуете не только, чтобъ вы казались добродѣтельнымъ, но чтобъ вы имъ были. Но оно вѣдь не можетъ знать, кажусь ли я добродѣтельнымъ или я въ действительности добродѣтеленъ. Разъ совесть моя только соціальное эхо, я одураченъ обществомъ, среди котораго я живу, ибо я жертвую своими интересами, навязанной мне, совести. Итакъ, если только общество въ себе самомъ не имеетъ никакой ценности, оно тогда становится объектомъ религіознаго культа. Но здесь мы оставляемъ научную точку зренія.
На эту точку зренія, повидимому, сознательно или безсознательно сталъ Дюркгеймъ.

Система и элемент, Жуссэн, Мораль, Дюркгейм

Previous post Next post
Up