Антология мировой философии в четырех томах т. II. Москва «Мысль» 1970

Feb 15, 2022 22:19

Философия эпохи Возрождения
Джордано Бруно (1548-1600)
О бесконечности, Вселенной и мирах (1584)
Диалог пятый
Филотей. [...] Тяжесть или легкость суть не что иное, как стремление частей тел к собственному месту, содержащему и сохраняющему их, где бы оно ни было, и что они перемещаются не вследствие различий в местоположении, но вследствие стремления к самосохранению, каковое в качестве внутреннего принципа толкает каждую вещь и ведет ее, если нет внешних препятствий, туда, где она лучше всегоизбегает противоположного и присоединяется к подходящему.
[...] Если, таким образом, тяжесть или легкость есть стремление к сохраняющему месту и бегство от противоположного, то ничто, помещенное и своем месте, не бывает тяжелым или легким; также ничто, удаленное от своего сохраняющего места или от противоположного ему, не становится тяжелым или легким до тех пор, пока не почувствует пользы от одного или отвращения к другому [...].

Документы венецианской инквизиции
Третий допрос Джордано Бруно
2 июня 1592 г.

Спрошенный: - Преподавал ли, признавал и обсуждал публично или частным образом в своих чтениях в различных городах, как сообщил в других своих показаниях, положения, противоречащие и враждебные католической вере и установлениям святой римской церкви?
Ответил: [...] Далее, я полагаю, вместе с богословами и величайшими философами, что в божестве все его атрибуты составляют одно и то же. Я принимаю три атрибута: могущество, мудрость и благость, иначе говоря, - ум, интеллект и любовь, благодаря которым вещи имеют, во-первых, существование (действие разума), далее - упорядоченное и обособленное существование (действие интеллекта) и, в-третьих, согласие и симметрию (действие любви). Я полагаю, что оно находится во всем и над всем. Подобно тому как ни одна вещь не может существовать без того, чтобы не быть причастной бытия, а бытие не может существовать без сущности и ни один предмет не может быть прекрасным без присутствия красоты, точно так же ни одна вещь не может быть обособлена от божественного присутствия.

Пятый допрос Джордано Бруно
2 июня 1592 г.
Спрошенный: - Думал ли и говорил, будто деятельность мира управляется судьбой, отрицая провидение божье?
Ответил: - Этого нельзя найти в моих словах, ни тем менее в моих книгах. Я не говорил и не писал, будто деятельность мира управляется судьбой, а не провидением божьим. Вы найдете, наоборот, в моих книгах взгляд, что я признаю провидение и свободную волю. Само собой разумеется, что признание свободной воли несовместимо с признанием судьбы.

Католичество, Бруно, Пространство, О свободе, Понятия, Объект, Движение, Документ, Инквизиция, Определения, О непонятном

Previous post Next post
Up