Дневники и записные книжки 1858-1880
15 Сентября 1858 г. Москва.
...Людей нельзя не любить: они все, мы все так жалки. Ужасно жалки.
30 Октября. Ясная Поляна.
...Черкас[ской] не глуп, но узенькая головка. Все славянофилы не понимают музыки.
19 Февраля 1859 г. Москва.
...И в жизни и в искусстве нужно это сосредоточенье в одном себе.
16 октября. Ясная Поляна.
...Хозяйство опять всей своей давящей, вонючей тяжестью взвалилось мне на шею.
1 Февраля. 60.
Тип русского, слишком чистого от неприкосновения к жизни.
[17/29 июля 1860. Киссинген.] 17 Июля. Был в школе. Ужасно. Молитва за короля, побои, всё наизусть, испуганные, изуродован[ные] дети.
[23 июля/4 августа.] 4 Августа. Риля читал и Герцена - разметавшийся ум - больное самолюбие. Но ширина, ловкость и доброта, изящество - русские.
[11/23 августа.] 23 Августа. Видел во сне, что я оделся мужиком, и мать не признает меня. Господин von из Мекленбурга - «старый порядок хорош, новый принесет бедность».
[12/24 августа.] 24 Авг. Читал Риля. Консерватизм невозможен. Нужны более общие идеи, чем идеи организмов государства - идея поэзии, и ее не уловишь в Америке и в образующейся новой Европе.
[17/29 августа. Зоден - Франкфурт.] 29 Августа.
...Красавец фермер. Плохая пища. Работа поденных. Заяц. Хомяки. Барщина. Кулак рассудитель. Мужики в харчевне грустно, пасмурно кнейпуют.
[31 октября/12 ноября.] 12 Nоября. Умер в мученьях мальчик 13 л[ет] от чахотки. За что? Единственное объяснение дает вера в возмездие будущей жизни. Ежели ее нет, то нет и справедливости, и не нужно справедливости, и потребность справедливости есть суеверие. -
[1/13 ноября.] 13 Nоября. - Справедливость составляет существенную потребность* человека к человеку. То же отношение человек ищет в своем отношении к миру. Без будущей жизни его нет. Целесообразность! единственный неизменный закон природы, скажут естественники. Ее нет в явлениях души человека - любви, поэзии, в лучших явлениях. Ее нет. Всё это было и умерло, часто не выразившись. - Природа далеко переступила свою цель, давши человеку потребность поэзии и любви, ежели один закон ее целесообразность.
* Зачеркнуто: души
[1861]
[3/15 апреля.] 15 Апреля. … Германия одна выработала педагогию из философии. Реформация философии. Англия, Фра[нция], Америка подражали.
Фра[нция], Америка подражали. -
[4/16 апреля.] 16 Апреля. (Веймар.) … Старушка в восторге, что я не люблю цивилизацию.
...Думал дорогой, кидая камешки, и об искусстве. Можно ли целью одной иметь положенья, а не характеры? Кажется, можно, я то и делал, в чем имел успех. Только это не всеобщая задача, а моя.
6 Мая. [Ясная Поляна.] … Меня назначили мировым посредником, я принял. - Поехал в Тулу, много болтал и начинаю гордиться и потому глуп.
[1862]
24 Августа. … Потом так грустно, как давно не было. Нет у меня друзей, нет! Я один. Были друзья, когда я служил мамону, и нет, когда служу правде. Пошел к тетиньке. Старушки живут и тоже не просто, а кипит сложная со всеми тонкостями жизнь.
28 Авг. Мне 34 года. Встал с привычкой грусти.
[7 сентября.] 4 Сентября. В Москве не знаю, что было. Было скучно.
[10 сентября.] … Опять бессонная и мучительная ночь, я чувствую, я, к[отор]ый смеюсь над страданиями влюбленных. Чему посмеешься, тому и послужишь.
[1863]
8 Января. [Москва.] … Поехал в присутствие. Обол[енский], для меня, стал строже с рекрутами, а ничего не смыслит. Один много азартно говорил, а вопросы одни и те же. Ничто так не роняет достоинства человека, как иметь одно и то же дело с многими.
1863. 15 Января. Москва. … Все условия счастия совпали для меня. Одного часто мне недостает (всё это время) - сознания, что я сделал всё, что должен был для того, чтобы вполне наслаждаться тем, что мне дано, и отдать другим, всему, своим трудом за то, что они мне дали.