Дневник 1847- 1854 (редактор А. С. Петровский)
Примечания к дневнику
...Шлёцерово деление русской истории (формулированное им еще в 1769 г.) заимствовано Толстым из предисловия к «Истории государства российского» Карамзина. Карамзин относится к делению Шлёцера отрицательно и прибавляет:
«сия мысль кажется мне более остроумною, нежели основательною» (изд. 5-е Эйнерлинга, т. I, стр. X III-XVI). Напротив, Устрялов, «Русскую историю» которого тогда же читал Толстой, находит, что это «разделение... правильнее разделения Карамзина», хотя и не примыкает к нему сам, а дает тоже собственную схему (см. Н. Устрялов, «Русская история», изд. 4, СПб. 1849, т. I, стр. 397-398).
...Что касается предложения Наполеоном своих услуг русскому правительству, то легенда относит этот эпизод не к 1798 г., когда - непосредственно после Итальянской кампании и перед Египетской - такой поступок был бы совершенно неправдоподобным, а к 1788 г. и связывает его с именем не В. С. Тамары, а И. А. Заборовского. В 1788 г. генерал-поручик Иван Александрович Заборовский (1735-1815) был послан Екатериной с особой военной и дипломатической миссией в Италию. «В это время находившийся на родине в Корсике будущий великий полководец, в то время артиллерийский поручик Наполеон Бонапарте, услыхав, что русский генерал вызывает охотников служить под русскими знаменами, подал ему просьбу о зачислении его на русскую службу тем же чином. Но Заборовский отказал ему, так как лишь за несколько дней получено было предписание не принимать на службу иностранцев с тем же чином, а Наполеон не согласился на понижение. Впоследствии Заборовский, говорят, часто вспоминал этот случай и даже будто бы говорил о нем императору Александру». («Русский биографич. словарь», Заборовский, И. А.). Об этой легенде см. также Fr. Masson, «Napolеon inconnu», t. II, Paris, 1895, p. 526.