Дьяков Александр Владимирович (1972--) Мишель Φуко и его время - СПб. : Алетейя, 2010.
Часть I. Генеалогия
Глава 11. «Надзирать и наказывать»
...В беседе с интеллектуалами, группировавшимися вокруг журнала «Esprit», Фуко предложил классификацию обществ по способу избавляться от своих сограждан: 1) общества бойни и ритуальных убийств; 2) общества ссылки; 3) общества реабилитации; 4) общества заключения.
Капиталистическое общество, по его мнению, является обществом заключения. При этом тюремное и психиатрическое заключение сосуществуют как сообщающиеся сосуды … В Великобритании, … в начале 1970-х гг. возник проект упразднения всех психиатрических заведений, и Фуко предположил, что это должно привести к увеличению числа заключённых в тюрьмах.
...В «Надзирать и наказывать», как и в «Истории безумия», Фуко обратился к анализу архивного материла, относящегося к классической эпохе. Объектом его исследования стала система уголовного наказания, разрыв, который позволял рассматривать её на уровне дискурса, заключался в том процессе, который привёл к исчезновению тела как главной мишени судебно-уголовной репрессии. В этом процессе Фуко усматривает два существенных момента: 1) исчезновение наказания как зрелища и 2) перенос наказаний с тела на «душу» осуждённого. Аппарат наказания теперь имеет дело с бестелесной реальностью. При этом в наказании был сделан перенос акцента с искупления на исправление. Судить стали не тело и не преступления, а душу, в результате чего в структуру судопроизводства внедрился комплекс оценочных, диагностических, прогностических и нормативных суждений об индивиде. По мысли Фуко, в судебную систему вклинилась «другая истина», превратившая понятие виновности в научно-юридический комплекс.
...«Я полагаю, что общества XVIII века изобрели дисциплину, потому что великие механизмы устрашения стали одновременно и слишком дорогостоящими, и слишком опасными». (Foucault M. Dits et Écrits. Т.П. 1976-1988. P. 69.)
...Архитектура теперь создаётся не ради услаждения взора (дворцы) или для обзора внешнего пространства (крепости), но ради осуществления внутреннего упорядоченного контроля. Дисциплинарный аппарат в идеале должен обеспечивать возможность видеть «всё» и «одним взглядом». Благодаря этому власть становится «цельной» системой, органично связанной с экономией и целями своего механизма. Такая власть действует как множественная, автоматическая и анонимная. Такая власть не есть вещь, которой можно обладать; она действует как механизм. Именно сам механизм как целое производит власть; власть функционирует через отношения власти и поддерживает себя своими собственными механизмами. И, что самое замечательное, такая власть кажется тем менее «телесной», чем искуснее она организована.