Армянская философия
Давид Анахт (Непобедимый) (V-VI вв.)
Определения философии
...Поэтому и философия делится на две части - на теоретическую и практическую, дабы посредством теоретической части украсить познавательную силу души, а посредством практической-животную, так как практическая часть философии учит нас не совершать чего-нибудь под влиянием гнева и не вожделеть к чему-нибудь неподобающему... Для теории подлежащим, является все сущее, а для практики - только человеческие души...
...Сущее, наконец, имеет предметно материальное бытие и мысленно нематериальное бытие, например формы, которые предметно материальны, ибо треугольник, квадрат или другие формы не могут существовать без материи; они пребывают пли в камне, или в дереве, или в какой-нибудь другой вещи. А мысленно они нематериальны, ибо, когда кто-то при размышлении представляет себе формы, он именно эти формы, как таковые, отпечатывает в мысли. Как воск, принимая на себя оттиск букв перстня, отпечатывает на себе одни только буквы и ничего материального не берет у перстня, так и размышление, воспроизводя в себе форму, ничего не берет у материн, а воспроизводит и запечатлевает в себе самое форму.
Мхитар Гош (1140-1213)-выдающийся
Сборник басен
Государь должен поставить дело так, чтобы знатные и простолюдины выступали друг против друга, чтобы они воевали не против царя, а между собой...
...Велика дерзость людей, которые смеют судить о делах повелителей и считают последних причиной многих зол, не понимая, что этим они колеблют власть в стране.