Византийская философия
Иоанн Дамаскин (ок. 675 - ок. 750)
[Шесть определений философии]
...Далее, философия есть помышление о смерти, как произвольной, так и естественной. Ибо о жизни можно говорить в двояком смысле: во-первых, ото естественная жизнь, которой мы живем; во-вторых, произвольная, которой мы страстно привязываемся к настоящей жизни.
Так же двояка и смерть: во-первых, естественная, то есть отделение души от тела; во-вторых, произвольная, когда мы проникаемся презрением к настоящей жизни и устремляемся к будущей.
...Она упорядочивает правы и учит, как распоряжаться собственной жизнью; если она предлагает законы одному человеку, она именуется этикой; если целой семье - домостроительством; если городам и землям - политикой («Диалектика», 3, pg 94,
534В-535В)..
Михаил Пселл (1018-1096)
Разнообразные разъяснения
...Материя есть вещь, если можно так выразиться, нематериальная, ибо она скрыта от чувственного восприятия и доступна лишь мысли.
...в итоге он [Прокл] полагает материю между добром и злом и именует ее необходимостью (Pg 122, 732-733).
Армянская философия
Давид Анахт (Непобедимый) (V-VI вв.)
...Опыт есть [частное] знание единичной вещи, не основанное на знании причин, как это, например, бывает, когда кто-то, зная какое-нибудь лекарство, только использует его, не зная причины, почему нужно применять его.
А опытность есть общее знание, не основанное на знании причин, как это, например, бывает у многоопытных врачей, которые, зная множество лекарств, не знают причин их действия. Опытность есть также запоминание и неосознанное запечатлевание в человеке многократно и одинаково повторяющихся явлений. Так, многоопытный врач применяет лекарства, запоминая и запечатлевая в себе их многократное и одинаковое действие.