Книга вторая. Учение Декарта
Глава первая. Новый метод философии. Путь к системе
I. Источники методологии
1.Тема
...Методическое мышление и методологические исследования - две различные вещи: первое состоит в использовании и применении метода, второе - в учении о методе. Методическими являются все сочинения Декарта, методологическим же в смысле подробного и полного изложения, или теории, научного мышления, строго говоря, ни одно.
У Декарта нет нового органона, как у Бэкона. Из всех изданных им сочинений лишь одно по своему заглавию имеет отношение к методу - это «Discours de la méthode»; и есть другое, отыскивающее и излагающее элементы познания таким образом, что тут из применения метода вместе с тем явствуют его свойства и характер, - это «Размышления». О первом сочинении сам Декарт сказал: «Не traité, а только discours! Я хочу здесь не учить методу, а только говорить о нем». Кто будет судить о сочинении по его заглавию, тот может прийти к заключению, что оно не дает того, что обещает. В действительности оно дает больше.
II Ложные пути познания
1. Недостаток знания
Убеждение, до которого Декарт дошел очень рано и на котором настаивал энергично, - что настоящее положение наук, как внутри школы, так и вне ее, бедственное, - вызвало в нем идею реформации научного мышления. Его отталкивала не бедность или малый объем знаний, а недостоверный способ их обоснования; его не удовлетворял не недостаток учености, так как уже Ренессанс необычайно расширил материал образования, а недостаток действительных познаний, который по мере углубления его исследований все яснее представлялся ему причиной бедственного положения наук. Он находил, что в том состоянии, в каком он их видел, им недостает одного, в его глазах не только лучшего, но составляющего все, - знания. Очень правильно Декарта иногда сравнивали с Лютером; возражение, что Декарт не был протестантом и не хотел быть им, очень уж простовато. Речь здесь идет не о сыне католической церкви, а о реформаторе философии, который действительно относится к современному ему положению науки так же, как Лютер - к современному ему состоянию церкви. Церкви не хватает религии: таково было, говоря кратко, убеждение Лютера, оно основывалось на его личной потребности в спасении. Наукам не хватает знания: таково, говоря опять-таки кратко, убеждение Декарта, оно основывается на его личной потребности в знании и истине. Параллель эта неопровержима и проливает свет на задачу и значение философа. Он находится в том пункте философии, которого Ренессанс никогда не достигал и из-за преклонения перед авторитетом древности не мог достигнуть.