Введение в историю новой философии (1860)
Главая пятая. Эпоха Возрождения
2. Итальянский Ренессанс и его развитие
2.3. Политический Ренессанс
Непосредственными объектами нового, пробудившегося с Ренессансом миросознания являются природа и государство, составляющие содержание человеческого космоса. Наступило время, когда пробудившийся интерес к государству разорвал связь со всякого рода теологической опекой, теорией государства, подчиненного схоластическому авторитету.
Это возрождение политического сознания находит свое высочайшее, наиболее концентрированное выражение у современника Помпонацци, удивительнейшего мыслителя тогдашней Италии, флорентийца Никколо Макиавелли (1469-1527). В свежей атмосфере Нового времени потребность мыслить политически и жить всей душой для государства загорается в нем стихийно и неудержимо. "Судьбе было угодно, чтобы я не научился говорить ни о шелке, ни о хлопчатобумажной ткани, ни о наживе, ни об убытке, я должен говорить о государстве", - писал он другу, после того как его изгнали Медичи. Он готов купить возвращение к политической деятельности какой угодно ценой: "Хотя бы я должен был катать камни".
...Помпонацци познал противоречие между учением о бессмертии и философией: можно верить в человеческое бессмертие, но его нельзя доказать. Макиавелли познает противоречие между христианской верой в бессмертие и политикой: человек должен раствориться в государстве. Первый опрокидывает небесное царство церкви, второй показывает непригодность ее земного царства.