Куно Фишер (1821-1907) Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716): его жизнь, сочинения и учение (1898)

Oct 03, 2021 14:47


Книга третья. От Лейбница к Канту
Глава пятая. Просвещение в гармонии с идеей развития: Готгольд Эфраим Лессинг
2. Кульминационный пункт просвещения
2.8. Религия с точки зрения развития
2.8.3. Теодицея истории
...С этой стороны просвещение никогда не понимало своего Лессинга. В этом отношении весьма характерно то обстоятельство, что Мендельсон не хотел верить, чтобы Лессинг написал свои тезисы о воспитании человеческого рода. Так мало знал он духовную природу и, что уже совершенно непростительно, стиль своего друга. Он не хотел верить, что Спиноза отрицал цели и что Лессинг придавал такое общее значение понятию развития. «Что касается меня, - пишет Мендельсон, - то мне совершенно чуждо понятие о воспитании человеческого рода, внушенное моему покойному другу Лессингу уж не знаю каким историком человечества.
Прогресс существует только для отдельного человека».

2.9. Лессинг, Лейбниц и Спиноза
...Лессинг смотрел на просвещение так же, как понимал его задачу Кант. Кант ответил на вопрос «Что такое просвещение?», указав на различия между истинным и неистинным просвещением и сказав, что для первого нельзя подыскать лучшего примера, чем Лессинг. Трактат Канта имел целью указать на характерную и достохвальную особенность века Фридриха Великого, заключающуюся в том, что в эту эпоху к просвещению стремятся, а не фабрикуют его, что оно не вводится деспотически и не навязывается людям, а лишь создаются условия, способствующие свободной и успешной просветительной работе. Это еще не просвещенный век, а только век просвещения. Если бы Кант захотел пояснить направление этого интеллектуального просвещения примером, то какой же пример мог быть характернее в данном случае, чем пример несравненного Лессинга?

Глава шестая. Философия самородности и философия истории: Иоганн Готфрид Гердер
1. Позиция и задача
...Умственное течение, представителями которого являются Винкельман и Лессинг, всюду имеет в виду историческое развитие человечества: господствовавшее в период умственного просвещения стремление рассматривать прошедшее с точки зрения настоящего и прилагать к нему предвзятые логические и моральные понятия заменяется конгениальным объяснением этого прошедшего на основании его собственных внутренних условий, на основании его духовных особенностей.

2. Иоганн Готфрид Гердер
2.1. Его отношение к Лессингу и к просвещению
...Таким образом, все главные ступени нашего просвещения связаны промежуточными в один непрерывный ряд: Вольф образует переход от Лейбница к Реймарусу, Реймарус и Мендельсон - от Вольфа к Лессингу, Лессинг - от Винкельмана к Гердеру, а последний - от Лессинга к Гёте.
Впервые в Лессинге и Гердере скованный до тех пор эзотерический дух лейбницевской философии становится свободным и возвышается до сознания своего источника. Они знают посев, от которого они пожали плоды. Только на этой высшей ступени Немецкого просвещения начинают действительно понимать Лейбница. Это доказывает лучше всего, насколько опередил свой век этот великий мыслитель и почему его философия по справедливости должна рассматриваться как общая суть Немецкого просвещения.

Просвещение, Куно Фишер, Стили мышления, Немцы, Кант, Лессинг, Лейбниц

Previous post Next post
Up