Пьер Бейль (1647-1706) Исторический и критический словарь в двух томах т. II. Москва, «Мысль» 1968

Sep 20, 2021 21:38


Продолжение «Разных мыслей», или ответ на некоторые возражения, сделанные автору господином *** (1704)

§ ΧIVI. Сколь трудно отличить то, что исходит от природы, от того, что имеет своим источником воспитание?
Ваш второй тезис сулит ничуть не меньше треволнений, ибо, чтобы вполне убедиться, что все народы земли почерпнули свой взгляд о существовании Бога из впечатлений природы, а не из впечатлений воспитания, необходимо изучать в каждой стране детство ее народа. Необходимо наблюдать первые лучи света, исходящие из души детей, и хорошо отличать то, что предшествует воспитанию, от того, что является его следствием.

Где же человек, имеющий достаточно досуга или живущий достаточно долго, чтобы осуществить все эти исследования? Неужели, хорошенько об этом поразмыслив, вы захотели бы утверждать, что человек, совершенно точно произведший эти исследования, убедился бы, что у детей, которым никогда не говорили о существовании Бога, обнаруживаются какие-то признаки религии? Ведь обычно именно сообщением о существовании Бога начинается воспитание детей с момента, как они начинают различать звуки и лепетать. Это очень похвальный обычай, но он не дает возможности проверить, проистекает ли у детей склонность к почитанию Бога лишь из того, что в них запечатлела природа.

§ XVIII. Исследование первого и второго ответов, какие можно дать на возражения, содержащиеся в предыдущих главах. Являются ли значительными исключения, которые следует сделать, говоря об общем согласии?

...Как вы знаете, знаменитый миним* сообщал, что в Париже их было более пятидесяти тысяч и что часто даже в одном доме оказывается целая дюжина атеистов. Это вовсе невероятно, но из проповедей и других книг видно, что из века в век не прекращаются жалобы на то, что число людей, у которых нет никакой религии, чрезвычайно велико. Эти жалобы зазвучали особенно громко после того, как вслед за взятием Константинополя на Западе возродилась художественная литература. Эта жалоба звучит в многочисленных произведениях, ставящих целью доказать либо истинность христианской религии, либо существование бога. «Свет, двор и армия,- говорилось в одном «Диалоге», напечатанном в 1681 г.,- полны деистов, людей, считающих, что все религии суть изобретение человеческого ума. Эти дерзкие умы сомневаются во всем. Они вооружены злобными возражениями, направленными против книг Ветхого и Нового завета и доказывающими, что мы не обязаны верить, что эти книги действительно сочинены теми авторами, чье имя они носят. Этим объясняется то, что ныне люди, притязающие на умение писать, ставят себе цель защитить христианскую религию от неверующих: все произведения имеют такую направленность». Я отсылаю вас к немецкому теологу, опубликовавшему в 1663 г. сочинение, озаглавленное «Scrutinium atheismi». В этой книге много подробностей, в ней приведены имена многих лиц, считавшихся атеистами, и многочисленные жалобы на успехи атеизма. Как же вы и отец Рапен можете согласовать то, что вы утверждаете, с таким множеством авторов?
Я разрешаю вам рассматривать их сетования как пустую, исполненную преувеличений декламацию. Я скажу вам даже, что некоторые упрямые богословы с таким упорством стали ежедневно обвинять кого-нибудь в атеизме и обвинили в нем так много ни в чем не повинных лиц, что не следует обращать никакого внимания на приводимые ими списки атеистов. Тем не менее остается несомненным, что количество неверующих всегда было больше, чем полагает отец Рапен. [Свидетельства о] тех из них, кто имел смелость и дерзость пропагандировать свои взгляды и публично выступать с такой проповедью, переходят из книги в книгу: память о них сохраняется, передаваясь из века в век. Не так обстоит дело с теми, кто имел благоразумие открываться собеседнику лишь с глазу на глаз. Число таких атеистов несравненно более велико**, чем число тех, кто открыто проповедовал атеизм. Путешественники обнаруживают таких атеистов почти повсюду, главным же образом в странах свободы, где больше всего процветает литература. Деисты или атеисты этого рода своими именами не увеличивают списка безбожников, они не оставляют контроверзистам и историкам документов, являющихся памятником [их неверия]. Они, однако, представляют собой весьма реальное исключение из вашего афоризма.

* Миним - член нищенствующего ордена минимов, основанного Франциском из Паулы в 1435 г. Правила этого ордена почти такие же, как и ордена францисканцев, с той лишь разницей, что минимы давали дополнительный обет постоянного воздержания от мясной пищи. Орден объявил своей задачей осуществлять духовную заботу о бедных и обездоленных.

** Десять или двенадцать лет назад я спросил одного человека, знавшего очень близко г-на...- члена Королевского общества и великого математика (как о том свидетельствуют его сочинения),-какой религии тот придерживается. «Увы,-ответил этот человек со вздохом,-он считает, что небеса всегда существовали независимо от чего бы то ни было π вечно будут такими, какими мы их видим».

О Боге, Бейль, Литература, О непонятном, СССР

Previous post Next post
Up