Книга вторая. Учение Лейбница
Глава двенадцатая. Учение о нравственности: развитие воли
3. Моральная воля
3.1. Нравственные задатки
...Инстинкты имеют в практическом отношении такое же значение, как врожденные идеи - в теоретическом. Родовые инстинкты составляют для моральной воли то же, что аксиомы для научных познаний. Как все наши суждения в области познания находятся в зависимости от этих аксиом и делаются возможными благодаря ним, так и моральные решения воли должны объясняться родовыми элементарными душевными влечениями. Принципы воли могут быть названы практическими истинами, или максимами.
Максимы возникают через познание инстинктов, ибо, как принципы, они суть суждения нашего разума; поэтому он должен сознавать инстинкты, чтобы быть в состоянии превращать их в суждения или максимы. Сама воля зиждется на инстинктах, а максимы или принципы воли - на сознании инстинктов. Так разрешается вопрос, врождены ли человеческой душе практические принципы. Они врождены нам как инстинкты, а не как максимы, или, так как каждый инстинкт необходимо связан с представлением, мы можем сказать, что максимы врождены нам как телесные, а не как сознательные представления. «В нас есть, - пишет Лейбниц, возражая Локку, - инстинктивные истины, и наши чувства согласуются с ними, хотя они для нас и не доказаны; но они становятся доказанными, коль скоро разум оправдывает инстинкт. Точно так же мы следуем логическим законам мышления в силу смутного познания, как бы по инстинкту, но логики доказывают нам их разумность подобно тому, как математики объясняют нам законы движения, которым мы следуем бессознательно, ходя и прыгая».