Книга вторая. Учение Лейбница
Глава десятая. Развитие сознания. Малые представления
2. Связь бессознательного и сознательного
2.3. Сон и бдение. Привычка
...Сила привычки зиждется исключительно на силе бессознательных или малых представлений. Эти малые представления составляют фундамент бессознательной, непроизвольной жизни души во всех ее явлениях; из них же развивается сознательная духовная деятельность. Во врожденных идеях, которые поначалу суть малые (бессознательные) представления, заключаются логические условия познания и моральные побуждения воли. Все отчетливые представления были сперва темными. Сознание не порождает вполне новых идей, а лишь проникает и освещает те, которые есть в душе. Совершенно так же и воля не рождает исключительно из себя умысла и намерения, а всегда следует более сильному, берущему верх побуждению.
Отчетливое намерение воли есть всегда наиболее интенсивное, развившееся и потому вступившее в сознание побуждение. А так как всякое побуждение или инстинкт является непроизвольным актом души, то в человеческой воле нет голого произвола, в человеческой душе нет чистой самопроизвольности или свободы, которая была бы тождественна чистому произволу. Из природы человеческой души, а точнее, из малых представлений вытекает, следовательно, особенное, ограниченное понятие свободы, лежащее в основе лейбницевской этики.
...«Все впечатления, - пишет Лейбниц в «Новых опытах», - оказывают свое действие, но все действия не всегда заметны. Если я охотнее поворачиваюсь в ту, а не в другую сторону, то это очень часто происходит в силу соединения малых впечатлений, несознаваемых мною и делающих это движение для меня более приятным. Все наши непроизвольные поступки являются результатом совместного действия малых представлений, отсюда же вытекают и наши привычки и страсти, имеющие часто такое сильное влияние на наши намерения. Ибо все эти привычные состояния возникают постепенно; следовательно, без малых представлений никогда нельзя было бы дойти до таких определенных склонностей. Я уже заметил: кто отрицает эти действия в морали, тот поступает подобно идиотам, отрицающим в физике невидимые тельца; такие идиоты есть и среди моралистов, которые говорят о свободе и при этом не замечают действия малых представлений, направляющих наши склонности в ту или иную сторону. Поэтому люди эти воображают, что в моральных поступках существует полное безразличие, как у осла Буридана, стоящего посредине между двумя лугами.
Об этом мы еще поговорим подробнее. Пока же я утверждаю, что малые впечатления склоняют волю, но не принуждают ее».
Глава одиннадцатая. Учение о познании. Эстетика и логика
1. Смутное представление гармонии
1.1. Эстетическое представление
...«Музыка, - пишет Лейбниц, - восхищает нас, хотя ее прелесть состоит только в гармонических числовых отношениях, а наслаждение ею - в бессознательном, непроизвольном счете. К тому же роду принадлежит и наслаждение, испытываемое глазом при созерцании гармонической пропорциональности тела».
...Если смутное представление математической гармонии эстетично, то, очевидно, то же самое можно сказать о смутном представлении или чувстве всякой гармонии, всякой формы. И Лейбниц очень далек от исключительно математического объяснения гармонии и порядка вещей.
1.2. Лейбниц и Баумгартен
...Стало быть, тут должна иметь место смутная перцепция, чувство формы и гармонического порядка, и именно это чувство есть эстетическое представление. Оно связывает в одном акте объективную форму с субъективным чувством. Это связывание является естественным синтезом, так как представление формы тоже необходимо проходит в своем развитии ступень темной, чувствующей душевной жизни. Эстетична ощущаемая форма, прекрасна ощущаемая (чувствуемая или смутно перципируемая) гармония, безобразна ощущаемая бесформенность, чувствуемая дисгармония. Это понятие прекрасного, точно установленное лейбницевской философией, становится зародышем позднейшей эстетики. Таким образом, начало и первый фундамент науки о прекрасном положены уже Лейбницем, почему и нельзя утверждать без всяких оговорок, что новейшая эстетика впервые обоснована в вольфовской школе Александром Баумгартеном. Как известно, последний объяснял прекрасное, как чувственное совершенство. Это понятие говорит нам то же самое, что и лейбницевская смутно познаваемая гармония, ибо смутное представление родственно чувственному восприятию, а гармония есть законченная или совершенная форма: следовательно, чувствуемая (смутно перципируемая) гармония есть чувственное совершенство. Только нам кажется, что лейбницевское понятие по глубине и содержательности превосходит баумгартеновское определение.
...Эстетическое душевное настроение - великая тайна прекрасного, и Лейбниц гораздо ближе подходит к этой тайне понятием темного представления, чем Баумгартен понятием чувственного понимания.