Книга вторая. Учение Лейбница
Глава девятая. Развитие человеческого духа
3. Врожденные идеи
3.2. Лейбниц и Декарт
...Теперь мы можем кратко и точно изложить недостаток учения о духе у Декарта и Локка и выразить его формулой, к которой часто обращается Лейбниц, разбирая этот спорный вопрос. Оба они не знали о способности духа вследствие того, что от их исследований ускользнуло существование бессознательных представлений; бессознательные же представления не были ими открыты потому, что они отождествляли представление, хотя легко могли бы обнаружить различие между ними на собственном опыте. Ибо мы представляем многое, не представляя этого многого себе, т. е. не зная его. Каждое настроение, не могущее разрешиться в отчетливых понятиях, коренится в таких бессознательных представлениях, как и вообще всякая бессознательная деятельность.
Во всяком языке есть звуки, но не всякий имеет письменные знаки для их изображения. И речь китайцев состоит из звуков некоторого алфавита, но пишут они не знаками этих звуков; они имеют алфавит, не зная его; говоря, они представляют, но не знают его. Таким образом, алфавит у китайцев бессознательное представление, а у греков - сознательное. Итак, у нас есть многое, чего мы не знаем.
...тут представление и рефлексия постоянно сливаются в одно. И именно это неверное, не согласующееся с опытом предположение всецело руководит английским философом в его исследовании человеческого разума и обусловливает всю его систему: для него изначальные представления - рефлексивные представления, врожденные идеи - сознательные идеи, а если они бессознательные, то их нет вообще. Декарт отождествляет представление и знание, Локк, на основании того же предположения, - врожденные и сознательные идеи, или, как говорит Лейбниц, «innе» и «connu».
...Если по отношению к духу врожденность должна означать то же самое, что и знание, то по отношению к телу она должна означать то же самое, что и движение и ощущение. Но нам врождены способность зрения, а не зрение, мускульная сила, а не умение ходить. Почему нельзя сказать в том же смысле: нам врождены понятия или способность познания, а не познание? Почему духу не могут быть врождены представления в том же смысле, в каком телу - органы?
О. Тут тебе и Ллойд Морган проявился...
...Таков средний путь между Декартом и Локком или, вернее, такова высшая по отношению к ним обоим точка зрения: человеческий дух не есть ни непосредственное познание, как думал Декарт, ни tabula rasa, как полагал Локк, а есть способность к познанию.
Глава десятая. Развитие сознания. Малые представления
1. Непрерывность душевной жизни
1.1. Факт бессознательных представлений
...должны быть бессознательными представлениями. Как верно то, что в области нашего духа существуют вечные истины, так верно и то, что в нашей душе имеются врожденные идеи, или бессознательные представления. Без этого предположения нельзя объяснить факт познания.
1.2. Непрерывная деятельность силы представления
Итак, метафизика учит, что все вещи суть силы, все силы суть деятельные и именно постоянно деятельные сущности. Следовательно, представляющие силы всегда представляют; тут нет пустых моментов так же, как в телах нет пустых пространств, или как в миропорядке нет пустых промежутков. Если это положение не допускает никаких исключений, то мы должны прийти к заключению, что человеческая душа всегда мыслит, что в нашей жизни нет ни одного мгновения, совершенно свободного от всяких представлений.
2. Связь бессознательного и сознательного
2.1. Малые представления как элементы сознания
Сознательный дух видит представления в перспективе подобно тому, как видит предметы развившийся глаз. Чем ближе к нам предмет, тем яснее его изображение, и наоборот, чем дальше предмет, тем оно менее отчетливо. В сознательной области души не все представления одинаково отчетливы, точно так же, как не одинаково ясно видимы все вещи, находящиеся в поле нашего зрения. За линией горизонта предметы становятся невидимыми, внутри же ее они тем заметнее, чем ближе к нам, и тем менее ясны, чем от нас дальше. У сознательного духа также есть свой горизонт, составляющий как бы границу между бессознательными и сознательными представлениями. Все, находящееся по сю сторону этого горизонта, сознается, но не одинаково отчетливо; все, находящееся по ту сторону его, ускользает от сознания. Как чувственные явления постепенно вступают в поле нашего зрения и снова выходят из него, так постепенно вступают в наше сознание и представления; они теряют в отчетливости по мере приближения к границе духовного кругозора и, перейдя за нее, снова погружаются в теневую область души.