Книга вторая. Учение Лейбница
Глава третья. Основной вопрос лейбницевской философии: монада как принцип, объединяющий материю и форму
3. Активная сила как принцип формы
3.1. Entelechia prima
...Чтобы правильно понять этот второй принцип монады, мы должны вернуться к разнице между пассивностью и активностью: эту разницу выяснил еще Спиноза, и в этом пункте Лейбниц сходится с ним.
Я активен, если я единственная причина того, что во мне происходит; в противном случае я пассивен. Поэтому я пассивен, если, кроме меня, необходимы еще другие условия для моей деятельности; сила, с помощью которой я действую под давлением внешних обстоятельств, пассивна, а обусловленное и ограниченное таким образом действие не есть чистая деятельность. Я пассивен, если я ограничен, и я ограничен, если есть существа, кроме меня. Поэтому телесная сила монады со всем, что из нее вытекает, есть пассивная деятельность, так как эта сила может существовать и действовать только при условии многих монад, так как она не могла бы ни существовать, ни действовать, если бы была только одна монада и ничего, кроме нее. Напротив, активная сила действует чисто сама по себе, она, следовательно, предполагает эту самость как ее единственное условие, эту одну монаду, сущность которой она выражает, не заботясь обо всех остальных. Тогда как пассивная сила состоит в негативном заявлении на самые разнообразные лады, что монада есть эта в отличие от всех остальных, что для того чтобы быть этой, она с помощью телесной энергии исключает от себя все другие, активная сила состоит в позитивном и простом заявлении, что монада есть эта, невзирая на то, что есть другие, и на то, что они такое.
4. Действующие и целевые причины
Итак, мы строго различаем оба момента, составляющих сущность каждой монады. Каждая монада есть особенная субстанция, или индивидуальная сила, она вместе и ограничена, и самостоятельна, вместе и активная, и пассивная сила: пассивная сила есть принцип материи, активная - принцип формы, первая проявляется как тело, вторая - как душа; тело монады по природе своей - машина, душа по природе своей - жива, в телах есть только механическая деятельность, в душах - только живая; механическая деятельность может быть объяснена только посредством понятия действующих причин, живая - только понятием целевых (конечных) причин. Лейбниц соединяет в понятии монады оба принципа - причинности и телеологии, которые до него являлись резкими противоположными чертами систем и времен.