Книга первая. Жизнь и значение Лейбница
Глава четырнадцатая. Отношения между Лейбницем и женами владетельных князей. Последние годы жизни и характеристика личности Лейбница
1. Жены владетельных князей
1.2. Королева София Шарлотта
...Когда же речь заходила о таких вопросах, как происхождение мира из Бога, возникновение бытия из ничто, мира пространственного из мира идей, то любознательность королевы далеко не могли удовлетворить ответы философа, который, по свидетельству Фридриха Великого, должен был сознаться ей в этом, сказав: «Удовлетворить Вас невозможно: Вы хотите знать причину причины (das Warum des Warum)». И умирая, она вспоминала об этих беседах и своих вопросах: «Я нахожусь теперь на пути к удовлетворению моего любопытства относительно первопричин вещей, которых никогда не мог мне объяснить Лейбниц, относительно пространства, бесконечного, бытия и небытия».
...В наше время законы наследственности исследованы, и найдено, что унаследование черт характера деда и бабки, а также материнских духовных качеств заслуживает особенного внимания. София Шарлотта была бабкой Фридриха II. Если мы припомним, с какой страстью отдавался Фридрих наслаждению и занятиям музыкой, поэзией и философией, ставя даже порой это удовлетворение фантазии и ума выше своего сана и короны, то нам невольно придет на память духовный облик его бабки. Она умерла семью годами ранее рождения этого внука, часто думавшего о ней как о монархине, соединявшей в себе все дары природы с прекрасным воспитанием и подарившей своей дружбой великого Лейбница. Если бы она прожила хоть приблизительно столько же, сколько ее мать, то была бы свидетельницей его первых победоносных войн и охраняла бы его юность, как добрый гений, являясь посредницей между сыном и внуком.
1.3. Курпринцесса Каролина, принцесса Валлийская
...Он начал эту полемику небольшим сочинением, в котором подверг критике современную ему английскую философию в лице Локка и Ньютона, упрекая их за то, что они разрушили основы естественной религии: первый - своим сенсуалистским учением о познании и суждением о душе, второй - своей математической натурфилософией и суждением о Боге. По Локку, душа, «быть может, материальна», по Ньютону, пространство есть «как бы сенсориум Бога», относящийся к Нему так, как мозг к душе. Подобно тому, как последняя воспринимает в мозгу образы вещей, в пространстве Бог воспринимает сами вещи. Из учения Локка следует материальность души, из учения Ньютона - материальность Бога; из обоих учений вытекает материалистическая философия, подрывающая основные понятия естественной религии о существе души и божества.
...Ньютону, стоявшему за Кларком, были известны его возражения, конечно, не содержавшие в себе ни одного слова, не одобренного учителем. Лейбниц знал, что на глазах принцессы Валлийской он борется с Ньютоном, величайшим, опаснейшим и самым гордым из своих противников, и его возражения становились все более страстными, так что, когда речь заходила об учении об абсолютной реальности пространства и времени и о пустоте, он неоднократно восклицал: «Все это идолы в бэконовском смысле слова, все это химеры, все это только поверхностные фантазии!»
...По-видимому, принцесса рассчитывала еще на больший успех личного сближения; она надеялась, что Лейбниц будет сопровождать на обратном пути в Англию короля, отправившегося в июле 1716 г. в Германию с целью посетить свои курфюршеские земли, восстановить свое здоровье в Пирмонте и поохотиться по старой привычке в Гёрде. Но король не подумал взять с собой Лейбница. 29 октября Каролина послала ему пятую статью Кларка, на которую не последовало возражения, так как через две недели по получении ее Лейбниц умер.
1.4. Елизавета Шарлотта, герцогиня Орлеанская
...Ей было известно, как высоко ценила курфюрстина Лейбница, и этого было для нее достаточно, чтобы относиться к нему с уважением. Она была также знакома с его образом мыслей по письмам Софии. «Судя по всему, что я слышу о господине Лейбнице, - писала она курфюрстине (30 июля 1705 г.), - он должен обладать большим умом и производить благодаря этому приятное впечатление. Большая редкость, когда ученые люди чистоплотны, не издают дурного запаха и понимают raillerie».