ЛУКРЕЦИЙ (по лат. Titus Lucretius Carus) - был одним из величайших поэтов своего времени... Никогда ни один человек не отрицал так смело божественное провидение, как этот поэт, и тем не менее он признавал нечто, чему дocтaвляeт удовольствие унижать человеческое величие...
...Если бы существовали боги, которых бы огорчало человеческое счастье и которые любили поражать людей, они, несомненно, стремились бы по преимуществу губить во цвете лет единственного сына или нежно любимого мужа, супругу, составляющую счастье своего супруга, и сохранять жизнь мошеннику, доводящему до бешенства своих отца и мать, а также мужу и жене, которые причиняют невыносимые мучения друг другу. Если бы такие боги хотели облечь в траур семью, они выбрали бы самого многообещающего и самого любимого ребенка, и если бы они захотели преследовать целый приход, то они уложили бы на ложе болезни, а затем в могилу тех, кто поддерживает его своей благотворительностью и мудростью, и охраняли бы жизнь бесчестных людей.
Им нравилось бы поражать общество, сохраняя тех, кого проклинают, и уничтожая тех, с кем связаны надежды и радости народа...
Но наши богословы рассуждают гораздо более основательным образом. Вообще говоря, они не отрицают того, что простой и нечестивый язычник назвал бы страстью причинять горе, пристрастным отношением к некоторым личностям или злобностью и завистью судьбы. Они находят в этом провидение, исполненное доброты, мудрости и справедливости. Бог разлучает нас с лицом, которое мы нежнее всего любим; он делает это, чтобы оторвать нас от земли и научить нас тому, что истинное благо надо искать на небесах. Он долгое время подвергает нас несчастьям в личной жизни, чтобы испытать наше терпение и очистить нас в этом горниле. Он использует долголетие злых для того, чтобы наказать грехи людей. Это бич его справедливости. Он заставляет страдать только тех, кто этого заслужил. Таким образом, хорошая теология не находит здесь никаких трудностей, но Лукреций и Эпикур не могли так легко выпутаться из этого [положения]. Они предпочли бы отрицать самый факт и утверждать, что те, кто ропщет, жалуется, высказывает соображения, изложенные выше, плохо рассуждают.
...Добавим, что Лукреций прибегал для объяснения этого к физике. Не удивляйтесь, говорил он, что нежно любимый сын умирает скорее, чем сын, о котором никто не заботится. Этот последний становится здоровяком, он закаляется в холод и в жару, а другой становится неженкой вследствие чрезмерной мягкости воспитания, и малейшее недомогание сваливает его с ног. Молодой человек с необычайным умом болезнен и умирает, не достигнув и тридцати лет; увалень никогда не страдает от самых тяжелых болезней и доживает до глубокой старости.
Замечали ли вы, ответил бы Лукреций, превосходных ученых, которые доживали до восьмидесяти лет, и дураков, не достигших зрелости? Возьмите ваши счеты и пересчитайте снова и вы увидите, что ваши подсчеты были неверны. Но в конце концов почему надо удивляться тому, что у человека большого ума слабое здоровье. Такой человек состоит из тонкой и легкой ткани атомов, следовательно, ее сопротивление другим телам должно быть меньшим. Грубый крестьянин слеплен из более тяжелых, более связанных между собой молекул, следовательно, они должны быть прочнее. Если атомы воображения движутся с необыкновенной скоростью, они задевают и потрясают части мозга, они делают там отверстия, через которые испаряется и улетучивается бесконечное количество атомов, необходимых для поддержки органов. Поэтому механизм [человеческого тела] изнашивается и жизненные основы повреждаются.
...Независимо от того, превосходят ли несчастья этой жизни ее блага, как думали многие, или они только равны друг другу, быть бесчувственным - преимущество, так как нет ни одного человека, достаточно понимающего свои интересы, который не предпочел бы четыре часа хорошего сна двум часам, заполненным удовольствиями, и двум часам, заполненным неприятностями.
ЛЮТЕР Мартин - реформатор церкви в XVI в.. Его история настолько известна и изложена в столь многих книгах, в том числе у Морери... что я не стану заниматься пересказом ее. Я остановлюсь главным образом на вымыслах, которые опубликованы против Лютера...
...и т. д. Приводят также как доказательство [нечестия Лютера] его неистовые выступления против университетов и насмешливые выражения, которые он употреблял, издеваясь над академиями и их теологами. Этот насмешливый тон, без сомнения, следует порицать, но он был небесполезен, и мы знаем, что Эразм с ею насмешками был предшественником Мартина Лютера.
...Скажем также, что к этому спору примешалось недоразумение и много словопрений и что несправедливо было бы бранить позицию Лютера, если бы он выразил ее следующим образом: те же самые догмы, которые кажутся ложными и невозможными, когда о них судят лишь при помощи естественного света [разума], являются истинными и достоверными, когда о них судят в свете слова божьего. Но утверждать, что даже после того, как откровение дало возможность нам узнать, что учение является истиной, оно продолжает оставаться ложным в философии,- значит заблуждаться.