Куно Фишер (1821-1907) Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716): его жизнь, сочинения и учение (1898)

Aug 17, 2021 13:43


Книга первая. Жизнь и значение Лейбница
Глава пятая. Политические сочинения майнцского периода. Выборы польского короля. Безопасность Германской империи (1669-1670)
2. Безопасность Германской империи. Первая часть меморандума
2.3. Новый Рейнский союз. Германия и Европа
«Германия - это мяч, которым перебрасываются играющие за монархию; Германия - это поле брани, где сражаются за господство над Европой. Словом, за Германию не перестанет литься и родная, и чужая кровь, пока она не проснется, не одумается, не соединится и не разрушит надежды всех женихов на обладание ею».

Если европейские государства перестанут воевать между собой, то каждое из них может с полной безопасностью обратиться к решению той задачи, которую ставит перед ним мировая политика сообразно с его положением: тогда император и Польша могут вступить в борьбу с турками, Россия - с татарами, между тем как Англия и Дания могут заняться Северной Америкой, Испания - Южной, а Голландия - Ост-Индией. Франция должна прославить христианское оружие в Леванте и дать христианскому миру Готфридов, Балдуинов и Людовиков Святых; она должна напасть на противолежащую ей Африку, разрушить разбойничьи гнезда, напасть на Египет, представляющий собой одну из лучших стран в мире, и, если возможно, завоевать его. Если такой союз сделает Германию непобедимой и исчезнут все надежды на ее покорение, то воинственность соседей направится в другую сторону, подобно потоку, встретившему на своем пути гору. Обеспеченная таким образом империя соединит свои интересы с интересами Италии, Швейцарии и Голландии и поддержит европейский мир.

3. Вторая часть меморандума: вопрос о войне
3.1. Силы Франции
...Настоящее положение этой страны таково, что ее король, снедаемый честолюбием, может, пожалуй, возыметь охоту завладеть всем. Государство сильно, самостоятельно, богато; его морское могущество развивается, торговля процветает и, что самое главное, его внутреннее положение прочно, силы централизованы и находятся в руках одного человека, который жаждет деятельности и стремится к славе. «Пока Франции не давали покоя внутренние распри, пока каждому губернатору легко было учинять мятежи, пока Рошель мог сделаться для англичан новым Кале, пока королевские средства были расстроены, а имения обременены долгами, пока была страшна Испания, до тех пор Франция должна была заниматься устранением этих терний со своего пути и остерегаться этого опасного врага. Но что же удивительного, если теперь, когда миновали все страхи, появились надежды и желания и сердца наполнились мужеством? Кому приходится только раздавать удары, а не получать их, тот не будет долго раздумывать, ибо промахи не причиняют ему вреда; другому же каждый удар, даже если он не попадает в него, все же проникает в сердце и наполняет его трепетом. Даже мужики знают, что преимущество на стороне того, кто первым даст оплеуху. Где есть надежда без боязни, там есть мужество, а где есть мужество, там присутствует и удача».
Франция может стать повелительницей Европы и может достигнуть этого либо завоеванием земель, покорением народов, превращением иностранных государств во французские провинции, словом, основанием всемирной монархии, либо такой политической гегемонией, которая сделает ее волю законом и даст ей решающий голос в делах Европы. К чему же благоразумнее стремиться Франции: к всемирной монархии или к arbitrium rerum (правам главного арбитра)?
Если бы одна Франция владела порохом, то ей было бы легко покорить другие страны. Но так как в настоящее время многие страны тоже вооружены, то победы будут трудны, а еще труднее будет удержать за собой покоренные земли. Удерживать их в своей власти продолжительное время невозможно. Поэтому всемирная французская монархия неосуществима.

...Между тем по видимости император остается главой государства, продолжая совещаться с имперскими чинами и утверждать решения. Но когда приходится приводить их в исполнение, то оказывается, что колеса государственного механизма переставлены, все везде цепляется друг за друга, а машина - ни с места. Для этой цели служат два главных рычага, которыми пользуется Франция, а именно люди и деньги. «Но под словом люди я понимаю здесь не то, что другие: это не мужчины, а женщины. При помощи этих двух рычагов можно отпирать все замки, открывать без петард все ворота, а также проползти незаметно во все уголки, до самых тайных кабинетов включительно, даже без кольца Гиннесса. Хотя немецких дам редко берут во Францию, но чтобы сбывать нам излишний товар, представляющий собой целые вороха живой и мертвой модной галантереи, и сеять у нас такие плевелы -для этого не жалеют ничего. Таким средством завоевываются симпатии дворов и знатных фамилий. Другим же, тоже желающим чем-нибудь быть и что-нибудь значить, поневоле приходится изучать французский язык, совершать поездки во Францию и носить французское платье; кроме того, благодаря этому устанавливаются постоянные коммуникации в Германию, происходит вмешательство в совещания под маской заботливости, умы приучаются ко всему французскому, из одного брачного союза возникает другой, молодые люди заранее воспитываются соответствующим образом матерями, словом, все устраивается так, как нужно Франции для ее целей».
Такова картина Германии в век Людовика XIV, изображенная рукой Лейбница.

3.3. Решение вопроса
...Итак, если в своем следующем меморандуме 1672 г. Лейбниц подробно развивает план французской экспедиции в Египет и завоевания его Людовиком XIV, то это вовсе не случайная мысль, а уже обоснованная в его политической системе и в ряде его проектов и высказанная им идея. Выборы польского короля, новый Рейнский союз, покорение Людовиком XIV Египта - вот темы политических сочинений, которые Лейбниц написал с целью обеспечения безопасности Германской империи и поддержания европейского мира, подчиняясь руководящей точке зрения майнцской политики и влиянию Бойнебурга.

Глава шестая. Проект французской экспедиции в Египет. Поездка Лейбница в Париж (1672)
1. Возникновение и история плана
1.3. Лейбниц и Наполеон. Как стал известен меморандум. Заблуждения и их разъяснение
Наступает время, тьма рассеивается, и планы Лейбница сразу изумляют мир. В 1798 г. Наполеон совершает свою знаменитую экспедицию в Египет. Это была его идея, а не идея директории, которая только уступила его требованиям. Пять лет спустя ( 1803) в одной английской брошюре появляется указание, что Наполеон совершил то, что некогда советовал Людовику XIV Лейбниц, что Наполеон узнал о планах немецкого философа и привел их в исполнение. Французские историки Тьер и Мишо присоединяются к этому взгляду; они полагают, что Наполеон перед своим походом в Египет ознакомился с меморандумами Лейбница.
Это предположение неверно. До своей экспедиции Наполеон не знал о планах Лейбница, так как относящиеся к ним меморандумы находились не в Париже, а в Ганновере. Он ознакомился с идеей Лейбница только в 1803 г., когда генерал Мортье прислал ему из Ганновера копию одного из упомянутых выше документов, и сумел оценить ее по достоинству. В историческом предисловии к большому сочинению о Египте есть следующее место, посвященное лейбницевскому плану: «Знаменитый Лейбниц, рожденный для всех великих планов, занимался долгое время этим предметом и написал для Людовика XIV обстоятельное, оставшееся в рукописи сочинение, где изложил выгоды, сопряженные с завоеванием Египта».

...Действительно, во взглядах на покорение Египта у Лейбница и Наполеона есть некоторые точки соприкосновения, и они легко могли броситься в глаза английскому правительству. Лейбниц указывал на то, что, покорив Египет и овладев им, Франция нанесет очень чувствительный удар Голландии, подорвав ее торговлю с Индией. Ту же самую цель и тем же путем преследовал Наполеон относительно англичан. Лейбниц указывал, какое значение имеет для Франции остров Мальта и как важно для нее, чтобы он принадлежал Ордену. В силу тех же соображений Наполеон потребовал при заключении Амьенского мира, чтобы Англия возвратила остров Ордену, и в силу тех же соображений Англия отказалась от этого, имея в виду собственные интересы. Упомянутая выше брошюра 1803 г. выступает за этот отказ и прямо ссылается в этом пункте на Лейбница. Желание Англии удержать за собой остров вызывает новую войну между ней и Наполеоном. Эта новая война приводит французов в 1803 г. в Ганновер, и, пользуясь случаем, генерал Мортье приказывает снять для себя копию с вышеупомянутого лейбницевского проекта.

Куно Фишер, Германия, Причины, Турция, Политика, Французы, Лейбниц, Наполеон Бонапарт, Англичане, Европа, Египет

Previous post Next post
Up