Глава XIV. Разгром и безоговорочная капитуляция фашистской Германии
...Во второй половине февраля 1945 г. главный уполномоченный СС при группе войск «Ц», которой командовал генерал-фельдмаршал Кессельринг, Вольф установил контакт с бюро Аллена Даллеса.
8 марта в Цюрихе начались прямые переговоры между германским и американским уполномоченными. Вольф предложил Даллесу заключить соглашение о прекращении военных действий на Итальянском фронте. Англо-американские войска должны были отменить свое запланированное наступление и предоставить немецкой армии возможность без боев уйти на территорию Германии. В качестве компенсации германская сторона гарантировала англо-американским войскам беспрепятственный проход в долину реки По и к Альпам (и тем самым выход в тыл югославским войскам, которым англо-американское командование стремилось отрезать путь к Триесту), а также возможность быстро оккупировать Австрию. Кроме того, гитлеровцы выражали готовность воздержаться от разрушения промышленных и транспортных объектов в оккупированной ими Северной Италии. В тот же день была достигнута предварительная договоренность, обусловленная, однако, получением санкции фельдмаршала Александера, командовавшего англо-американскими войсками в районе Средиземного моря, с одной стороны, и германского генерал-фельдмаршала Кессельринга - с другой. Александер немедля одобрил соглашение, заключенное с гитлеровским эмиссаром, и, информировав Объединенный комитет начальников штабов и английское правительство, направил для завершения переговоров в Швейцарию двух генералов - заместителя начальника своего штаба американца Лемнитцера и начальника разведывательного отдела штаба англичанина Эйри. Что касается германской стороны, то она не торопилась с утверждением договоренности, достигнутой в Цюрихе.
Сепаратные переговоры с противником противоречили обязательствам, вытекавшим из союзных отношений с СССР, и являлись нарушением заверений, данных западными державами на Крымской конференции. В конфиденциальном письме Идену Черчилль признавал, что у Советского Союза имеются законные основания опасаться, что «мы пойдем на сделку на Западе для того, чтобы задержать их как можно дольше на Востоке».
Получив официальное уведомление западных держав о контактах, установленных в Швейцарии, Советское правительство сообщило, что не будет возражать против переговоров с Вольфом, если в них примут участие представители советского военного командования. Однако правительства западных держав отклонили советское предложение. После этого правительство Советского Союза было вынуждено заявить, что считает невозможным дать свое согласие на переговоры с Вольфом и настаивает на их прекращении. Тем не менее 19 марта в Швейцарии состоялся второй тур переговоров с Вольфом, в ходе которых шла уже речь о том, чтобы распространить достигнутую договоренность на все германские войска, сражающиеся против западных держав. При этом представители западных держав вновь проявляли готовность незамедлительно подписать соглашение с нацистским уполномоченным, в то время как Вольф по-прежнему стремился затянуть время. Его позиция определялась тем, что примененная им тактика дала фашистской Германии ощутимые выгоды: военные действия на Итальянском фронте по сути дела прекратились, что позволило фашистскому командованию снять три дивизии и перебросить их на советско-германский фронт. Кроме того, продолжая провоцировать западные державы на нелояльные акты по отношению к СССР, гитлеровцы твердо рассчитывали на то, что это приближает развал антифашистской коалиции. Советское правительство, узнав, что вопреки его протесту контакты с гитлеровскими эмиссарами в Швейцарии продолжаются, 22 марта 1945 г. вновь потребовало немедленного прекращения переговоров. В связи с принципиальным и сугубо серьезным характером возникшей проблемы руководителям правительств Соединенных Штатов и Англии было указано, что они совершают рискованный шаг во имя минутной выгоды, которая, какой бы она ни была, «бледнеет перед принципиальной выгодой по сохранению и укреплению доверия между союзниками».
Стратегические бомбардировки Германии авиацией Соединенных Штатов и Англии
...До второй половины 1944 г. налеты американской и английской авиации на Германию проводились нерегулярно и значительного влияния на состояние германской экономики не оказывали. Из общего тоннажа бомб, сброшенных на Германию англо-американской авиацией за время второй мировой войны, 72% падает на период после 1 июля 1944 г.
...С середины 1944 г., когда поражение фашистской Германии стало очевидным, а ее противовоздушная оборона была крайне ослаблена, стратегические бомбардировки германской территории американской и английской авиацией получили широкий размах. Цель и задачи стратегических бомбардировок территории Германии были определены на конференции в Касабланке в январе 1943 г. В директиве Объединенного комитета начальников штабов от 21 января 1943 г., направленной командующему бомбардировочной авиацией, говорилось: «Вашей основной задачей является прогрессивно нарастающее разрушение и дезорганизация военной, промышленной и экономической системы Германии и подрыв морального духа немецкого народа до такой степени, при которой способность его к вооруженному сопротивлению смертельно ослабнет».
...В этой же директиве было сказано, что американская бомбардировочная авиация должна действовать днем, применяя прицельное бомбометание, а английская авиация - ночью, применяя бомбометание по площади.
Однако на практике массированные налеты и ночью и днем оказались бомбометанием по площади и вели к разрушению германских городов, уничтожению населения. Общее количество бомбового груза, сброшенного на территорию Германии, составило 2700 тыс. т.
...В Гамбурге был разрушен 61% жилых домов города, убито 41800, ранено 37439 человек. Несколько тысяч человек пропало без вести. В результате бомбардировки Дрездена, которая по существу не имела военно-стратегического значения в период, когда фашистская Германия находилась непосредственно перед крушением, от действий американской авиации погибло более 120 тыс. человек.
...Свидетельством полной безнадежности положения гитлеровской Германии было и то, что ряд государств, занимавших до того позицию нейтралитета или невоюющей стороны, поспешно объявляли ей войну. 23 февраля это сделала Турция, стремившаяся этим символическим актом обеспечить себе место среди победителей за столом мирной конференции. 26 февраля войну Германии объявил Египет, 27 февраля - Сирия, 4 марта также объявил войну Германии ее бывший союзник - Финляндия.
...Однако гитлеровская клика все еще не утратила надежды на возможность спасительного для нее «политического решения». Потерявший всякое представление о реальной действительности Гитлер продолжал пребывать в убеждении, что распад антигитлеровской коалиции неизбежен. В апреле 1945 г. в беседе с обер-группенфюрером СС Вольфом он упрямо утверждал: «Нет необходимости прекращать оборону. На Востоке можно еще два месяца оказывать сопротивление русским... За это время должен распасться союз между русскими и англосаксами».
Смерть президента Рузвельта, наступившая 12 апреля, еще больше укрепила эти иллюзии. В ближайшем окружении Гитлера вспоминали о том, как во время Семилетней войны Фридрих II, находившийся на грани катастрофы, был спасен от разгрома неожиданной смертью императрицы Елизаветы и вступлением на русский престол Петра III. Поздравляя Гитлера по поводу смерти американского президента, Геббельс утверждал, что 12 апреля станет поворотным пунктом в ходе войны. Содержавшаяся в первом выступлении нового президента Соединенных Штатов Америки Трумэна фраза о скором окончании военных действий была истолкована гитлеровским окружением как намек на то, что Соединенные Штаты активно ищут возможности заключения сепаратного мира с Германией. В этой связи военному командованию были отданы приказы о дальнейшем усилении сопротивления на советско-германском фронте.
Используя выгодный характер местности, немецкое командование создало глубокую и прочную оборону на подступах к Берлину, в особенности по западному берегу рек Одер и Нейсе. Оборонительный рубеж общей глубиной в 20-40 км состоял из трех укрепленных полос, между которыми на важнейших направлениях находились промежуточные и отсечные позиции. Все населенные пункты, прикрывавшие Берлин, стали узлами обороны. Для усиления противотанковой обороны была использована почти вся зенитная артиллерия.
Большой Берлин и его окрестности были превращены в укрепленный район, состоявший из внешнего, внутреннего и городского оборонительных обводов. Для обороны Берлин разделили на 9 секторов. Наиболее сильно был укреплен центр города.
Берлинское направление обороняли две армии группы армий «Висла» и две армии группы армий «Центр». Сам Берлин помимо 200-тысячного гарнизона защищали свыше 200 батальонов фольксштурма. В своем резерве немецкое командование имело севернее, западнее и южнее Берлина 8 дивизий, из них 1 моторизованную. Всего на берлинском направлении оборонялась мощная группировка, насчитывавшая около 1 млн. человек, имевшая 10400 орудий и минометов, 1500 танков и самоходных орудий, около 3300 самолетов, более 3 млн. фауст-патронов.
Окруженным группировкам немецких войск в Курляндии, Восточной Пруссии и в Бреслау был отдан приказ упорно сопротивляться, чтобы не допустить переброски советских войск на берлинское направление.
Гитлер приказал оборонять Берлин до последнего человека и потребовал от офицеров и генералов принятия драконовских мер против перебежчиков и. дезертиров. Имперским комиссаром обороны Берлина был назначен Геббельс. Был отдан специальный приказ об открытии без предупреждения артиллерийского огня по частям и подразделениям, самовольно оставляющим свои оборонительные позиции. Немецкая пропаганда распускала слухи о том, что в последний момент будет применено новое «секретное» оружие, которое уничтожит все советские войска, наступающие на Берлин.
...После завершения окружения Берлина советскими войсками власть Гитлера над остальной Германией приобрела в значительной степени формальный характер. Это еще больше обострило борьбу среди остальных нацистских руководителей, претендовавших на власть. 23 апреля Геринг, находившийся в южном районе, направил Гитлеру радиограмму, в которой заявлял о намерении взять власть в свои руки в качестве преемника фюрера. План Геринга состоял в том, чтобы, выступая в качестве нового главы германского государства, договориться с Соединенными Штатами и Англией, положить конец военным действиям на Западе, продолжая в то же время вести борьбу против Советских Вооруженных Сил. Гитлер приказал исключить Геринга из нацистской партии, отстранить от всех должностей, лишить званий и арестовать. В это же время от Гитлера откололся еще один его сподвижник. В ночь на 24 апреля Гиммлер, находившийся в северном районе, встретился со шведским посредником графом Бернадоттом. Гиммлер заявил о своей готовности устранить Гитлера и, взяв власть в свои руки, заключить перемирие с западными державами. Предложение Гиммлера было доведено до сведения правительств Соединенных Штатов Америки и Англии. Помня о неприятных последствиях сепаратных переговоров в Швейцарии и сознавая всю политическую одиозность фигуры Гиммлера, они отклонили его предложение, сообщив о нем правительству Советского Союза. Вслед за этим материалы о переговорах Гиммлера с Бернадоттом были преданы широкой гласности. 28 апреля, узнав о действиях своего ближайшего помощника, Гитлер распорядился исключить и его из нацистской партии. Кроме Геринга и Гиммлера претендентом на пост главы государства в последние дни существования фашистского режима выступил также министр вооружений Шпеер. Его позиция выражала взгляды ведущих германских монополий, прямым представителем которых он являлся.
Еще 15 марта Шпеер направил Гитлеру меморандум, в котором, указывая на неизбежность военного поражения, рекомендовал немедленно прекратить начатое немцами разрушение заводов, шахт, транспортных средств и т. д.; сократить до минимума взрыв мостов; подготовиться к передаче «частным лицам» государственных материальных ценностей: складов с одеждой, промышленными товарами, а также с продовольствием. К началу апреля конфликт между Гитлером и Шпеером обострился. Вместе с примкнувшим к нему Гудерианом Шпеер пытался побудить командующих группами армий не допускать выполнения приказа об уничтожении промышленных предприятий. Выехав в середине апреля из Берлина, Шпеер по сути дела создал в Северной Германии закулисное правительство, обладавшее к тому времени не меньшей фактической властью, чем Гитлер. Именно здесь у Шпеера и его помощников зародилась идея капитуляции немецкой армии на западе по частям. Эта идея впоследствии была частично осуществлена. Так, группа влиятельных гамбургских промышленников завязала через шведского банкира Валленберга переговоры с западными державами о капитуляции города и прилегающего к нему района. О большом влиянии, которым обладал к тому времени Шпеер, свидетельствовало то, что Гитлер, сурово расправлявшийся со своими приближенными за малейшее неповиновение, не решился тронуть Шпеера, несмотря на то что имел полную информацию о его деятельности. 23 апреля Шпееру удалось добиться у Гитлера согласия на выдвижение Дёница, который по сути дела являлся исполнителем воли Шпеера, в число возможных преемников Гитлера.