Стенограмма Нюрнбергского процесса. Том VII.

Jul 29, 2021 15:32


День семидесятый
Четверг, 28 февраля 1946

Джексон: … Свыше 45 тысяч лиц обратились в трибунал с просьбой быть заслушанными в связи с обвинением против организаций. Обилие этих ходатайств вызвало беспокойство относительно дальнейшего хода процесса. … Анализ условий, вызвавших этот поток ходатайств, показывает, что значение их отнюдь не пропорционально их количеству. В течение первых дней работы трибунал разослал 200 тысяч экземпляров объявления о праве членов обвиняемых организаций предстать перед судом и защищаться. Объявления были посланы во все созданные союзниками лагеря для военнопленных и интернированных; это объявление было опубликовано во всех газетах, издающихся на немецком языке, и неоднократно оглашалось по радио. Расследование, проведенное обвинителями, показывает, что объявления были расклеены во всех лагерях; во многих лагерях они были зачитаны заключенным вслух. Письма 45 тысяч человек, отозвавшихся на это объявление, с ходатайством о том, чтобы быть заслушанными, пришли преимущественно из 15 лагерей для военнопленных и интернированных, находящихся под контролем Британии или США. Из Дахау поступило примерно 12 тысяч ходатайств, из Лангвассера 10 тысяч, 7500 из Ауэрбаха, 4 тысячи из Штаумюле, 2500 из Гармиша и по несколько сотен от каждого из других лагерей.

Установлены причины, вызвавшие эти ходатайства, определен порядок рассылки объявлений, и было бы очень приятно представить суду все имеющиеся у нас сведения.
Было произведено специальное расследование в лагере Ауэрбах в зоне Соединенных Штатов для того, чтобы установить причины появления этих ходатайств и способ, которым они приходили. Расследование проводилось подполковником Смитом Брукхартом, капитаном Дрекселем Шпрехером и капитаном Кригером которые известны трибуналу. Ауэрбахский лагерь предназначен для военнопленных, преимущественно членов СС. Примерно 16 964 рядовых и 923 офицера находятся в этом лагере. В каждом бараке были расклеены объявления трибунала, текст объявления зачитывался всем заключенным. Все ходатайства заключенных, не подвергаясь цензуре, передавались суду. Было послано примерно 7500 ходатайств от членов СС о разрешении защищаться.
Проведенным расследованием установлено, что ходатайства направлялись в порядке прямого ответа на объявления, причем никакой иной источник ни внутри лагеря, ни вне его не направлял и не побуждал эти ответные действия. Все опрошенные утверждают, что они не знали ни о каких преступлениях или преступных целях организации СС, что они заинтересованы только в своей личной судьбе и нисколько не заинтересованы в защите организации.
Лица, проводившие расследование, сообщили, что эти люди не представляют никаких дополнительных доказательств или данных относительно общих вопросов преступности СС как организации. Они просто считают, что для своей защиты им необходимо подать эти ходатайства.
Изучение поданных в трибунал ходатайств показывает, что большинство членов не заявляют о том, что они располагают доказательствами по общим вопросам, рассматриваемым в этом суде. Заявители утверждают, что не совершали преступных деяний, в которых обвиняется организация, что не были очевидцами преступлений и ничего о них не знали.

...Некоторые весьма обеспокоены тем, что предстоит наказать 1 миллион убийц, но их не волнуют 5 миллионов совершенных убийств. При всех обстоятельствах количество наказаний никогда не сможет угнаться за количеством преступлений. Невозможно, однако, установить даже с приблизительной точностью число лиц, которые могут быть затронуты предлагаемым нами объявлением о преступности организаций.

Цифры из германских источников серьезно преувеличены, поскольку они не принимают в расчет тяжелые потери последнего периода войны, а также весьма распространенное одновременное членство в нескольких организациях. Например, доказательства показывают, что 75 процентов членов Гестапо были также и членами СС. Мы знаем, что вооруженные силы США по грубому подсчету содержат в лагерях для военнопленных примерно 130 тысяч лиц, которые предположительно являются членами преступных организаций.

...Сейчас не время рассматривать доказательства в отношении отдельных организаций. Мы считаем, что это должно быть сделано при подведении итогов после представления всех доказательств. Но сейчас своевременно сказать, что выбор шести организаций, названных в обвинительном заключении, не был случайным. Они были выбраны главным образом потому, что им всем вместе взятым была доверена вся власть при нацистском режиме. Они были не только самыми полновластными, но и самыми зловещими организациями режима. Они были организациями, членство в которых было обычно добровольным.
Руководящий состав нацистской партии включал руководителей и главных деятелей нацистской партии, а нацистская партия была силой, стоящей над государством и господствовавшей над ним. Правительство Рейха было лишь внешней формой, пользуясь которой нацистская партия претворяла свою волю в законодательные, административные и исполнительные акты. Двумя столпами, на которых покоилось обеспечение безопасности режима, были вооруженные силы, руководимые и контролируемые генеральным штабом и верховным командованием, и полицейские организации - Гестапо, СА, СД, СС. Эти организации были выбраны потому, что они воплощают в себе все зловещие силы нацистского режима.

...Мы подготовили несколько схем. Это просто графическое изображение соотношения лиц, которых мы обвиняем и которых мы просим этот трибунал объявить составной частью преступных организаций.
В первой колонке - 79 миллионов германских граждан. Мы не обвиняем граждан Германии. Следующая колонка - 48 миллионов избирателей, которые однажды привели нацистскую партию к власти. Они голосовали путем референдума. Мы не обвиняем тех, кто поддерживал нацистскую партию, хотя в некоторой степени согласно программе денацификации они также подходят под соответствующие категории. Затем показаны 5 миллионов членов нацистской партии, которые вступили в ее ряды, приняв присягу в верности фюреру. Но мы не пытаемся охватить все эти 5 миллионов, хотя я, не колеблясь, могу заявить, что для этого имеется полное основание. Практические возможности этой ситуации таковы, что невозможно охватить все 5 миллионов тех, которые технически и даже морально были охвачены этим заговором. Таким образом, 48 миллионов избирателей отпадают. Также отпадают 5 миллионов членов партии. Я предлагаю рассматривать дела только нацистских руководителей, начиная с блокляйтеров.



Руденко: Господа судьи! Позвольте мне прежде всего сказать, что я присоединяюсь к тем общим принципам, которые до меня мои уважаемые коллеги - судья Джексон и сэр Дэвид Максвелл-Файф - положили в основу для разрешения вопроса о преступных организациях. Мне кажется, что для того, чтобы внести в вопрос надлежащую ясность, необходимо четко разграничить две сплетающиеся здесь проблемы: проблему материального права - какие организации и какие члены или группы таких членов могут быть объявлены преступными - и проблему процессуального права - какие доказательства, документы, свидетели и в каком порядке должны быть еще представлены для признания или отрицания преступного характера организации.
Прежде всего, вопрос материального права. Необходимо подчеркнуть, что вопрос об уголовной ответственности организаций перед трибуналом не ставился и не ставится. Далее, не ставился и не ставится перед трибуналом также вопрос об индивидуальной ответственности отдельных членов организаций, исключая, конечно, занимающих скамью подсудимых. Устав трибунала предусматривает иное. Статья 9 устанавливает, что при рассмотрении дела о любом отдельном члене той или иной группы или организации трибунал в связи с любым действием, за которое это лицо будет осуждено, вправе признать, что группа или организация, членом которой подсудимый являлся, была преступной организацией.
Таким образом, речь идет о признании организации преступной. С той же определенностью устав указывает правовые последствия признания организации преступной. Если трибунал признает ту или иную группу или организацию преступной, компетентные национальные власти каждой из подписавшихся сторон имеют право привлекать к суду национальных, военных и оккупационных трибуналов за принадлежность к этой группе или организации. В этих случаях преступный характер группы или организации считается доказанным и не может подвергаться оспариванию (ст. 10 устава).
Следовательно, устав предусматривает два правовых последствия признания организации преступной: 1) право, но не обязанность привлекать к ответственности за принадлежность к организации, которую трибунал признал преступной; 2) обязанность считать организацию преступной, если таковой ее признал Международный военный трибунал.
Таким образом, признание трибуналом организации преступной не влечет автоматического осуждения всех членов данной организации или обязательного привлечения всех без исключения членов подобной организации к суду. Вопросы индивидуальной вины и индивидуальной ответственности отдельных членов преступной организации всецело и исключительно входят в компетенцию национальных судов.
Как было указано в статье 10 устава, трибунал ограничивает эту компетенцию лишь в одном отношении - национальные суды не могут отвергать или оспаривать преступный характер организации, признанной преступной.

...Для признания лица участником преступной организации закон не требует формальных признаков. Лицо может быть формально не зачислено в члены организации, но на деле являться таковым членом. Тем более является доказанным членство там, где лицо и формально включено в состав преступной организации. Однако основания уголовной ответственности не исчерпываются одной формальной принадлежностью к преступной организации. Член организации должен знать, к какой именно организации он примкнул, о тех задачах, которые стоят перед этой организацией. Не имеет значения, знал ли член такой организации все действия или всех лиц, входящих в эту организацию.

Право, Руденко, Граждане, Немцы, Нюрнбергский Трибунал, Управление, Организация, Государство

Previous post Next post
Up