Куно Фишер (1821-1907) Иммануил Кант и его учение - СПб. 1906

Jun 26, 2021 13:09


Часть вторая. Книга первая. Метафизика природы и нравов
Глава одиннадцатая. Рациональное учение о праве. В. Государственное право
III. Карательное правосудие
2. Право возмездия и смертная казнь
...Наказывать преступника в качестве предостерегающего примера для других значит поступать с ним, не как с преступником, а значит пользоваться им, как средством для общего блага. Но на это никто не имеет права, даже и государство. Если бы желали обосновать наказание таким способом, то должны бы были наказывать и невиновного, ибо это могло бы при случае отвратить много несчастия, с другой стороны, на том же основании можно было бы не наказывать виновного.
...Из права возмездия вытекает правомерность смертной казни для убийцы. Она безусловно необходима не ради целесообразности, а ради справедливости.

Мнение Марчезе Беккариа, который отрицает за государством право отнимать жизнь у человека, есть ложная филантропия и софистическое извращение права.

Глава двенадцатая. Рациональное учение о праве. С. Международное и всемирно-гражданское право

I. Задача международного права

2. Естественное правовое состояние народов. Война и мир

...Чтобы начало войны было правомерным, необходимы два условия: во-первых, сам народ должен хотеть войны и решиться на нее через своего законодателя, во-вторых, мир должен быть нарушен, и война должна быть объявлена другому народу не без основания. Правомерное же основание для войны только одно: подвергаемое опасности существование. То, что обусловливает и мирное, и упорядоченное существование народов, то правомерно; что угрожает ему или уничтожает его, то противно праву. Война правомерна, когда она защищает и охраняет право существования; она правомерна только тогда, когда для ограждения существования нет другого средства, кроме насилия. Когда один народ подвергается в своем существовании опасности со стороны другого народа, то существует правовое основание, при котором этот народ объявит войну. Эта опасность может быть различной, или как угроза, или как фактическое нападение. Может случиться, что народ угрожает самым враждебным образом существованию другого только благодаря своему фактическому положению, так что этот последний может опасаться за свою самостоятельность. Это положение может проявляться в необычном вооружении или в растущем его могуществе, которое нарушает равновесие народов и возможность их сосуществования. Для начала войны в таком случае на правовом основании самоохранения нет надобности ожидать фактического нападения.

Куно Фишер, Наказание, Право, Кант, Государство, Управление, О войне

Previous post Next post
Up