Куно Фишер (1821-1907) Иммануил Кант и его учение - СПб. 1906

Jun 05, 2021 09:10


Часть первая. Книга вторая. Основание критической философии
Глава пятнадцатая. Трансцендентальное учение о методе
IV. История чистого разума
Критическая философия вполне определила свой характер, а вместе с тем установила и свою историческую своеобразность в отличие от всех прежних систем. Она не совпадает ни с одним из направлений, которые философия имела до нее. Направления эти противоречили друг другу в трех главных пунктах, которые и определяют характер философии: в их взгляде на объект, на происхождение и на метод познания. Для одних объектом познания было чувственное явление для других интеллигибельная сущность вещей; первые "сенсуалисты", вторые "философы-интеллектуалисты". По Канту, они относятся друг другу, как Эпикур к Платону. Источником познания считалось либо чувственное восприятие, либо голый разум: так различаются "эмпиризм" и "ноологизм". Первый своими типичными представителями имеет Аристотеля и Локка, второй Платона и Лейбница. Наконец, что касается метода познания, то уже издавна существовали философы, бравшие своим основным положением не иметь метода, а исключительною нитью познания брать так называемый здравый рассудок. Этот метод можно назвать натуралистическим, а представителей его натуралистами чистого разума. Они находят непонятным, что для решения философских проблем производят такую массу трудных исследований; они должны бы также находить непонятным и нецелесообразным, что производят так много математических исчислений для определения величины Луны.

Этот здравый человеческий рассудок так же относится к философскому познанию, как природный глазомер к астрономическому наблюдению.

Глава шестнадцатая. Различные изложения критики разума
II. Критика разума и Пролегомены
1. Возникновение Критики разума
...Трансцендентальная эстетика учила, каким образом явления возникают из двух факторов: из материала впечатлений чувств и синтетических форм созерцания пространства и времени, без всякого содействия рассудка и вообще интеллектуальной способности. Теперь философ нашел, что оба эти фактора совершенно недостаточны для того, чтобы произвести те явления, необходимая и всеобщая связь которых должна стать объективным опытом; …

2. Возникновение Пролегомен
В жизнеописании Канта мы говорили о том, как возникли Пролегомены ко всякой будущей метафизике. Автор Критики чистого разума очень хорошо понимал огромное значение своего творения, равно как и трудности, заключающиеся в нем и мешавшие пониманию и распространению его. Ему не было надобности слышать жалобы на усилия, требуемые для ее понимания. "О ней будут судить неправильно, ибо не поймут ее, а не поймут потому, что не захотят продумать ее; и это потому, что книга суха, темна, противоречит всем привычным понятиям, и притом слишком обширна". Эта обширность была причиной того, что нельзя было достаточно ясно обозреть главные пункты исследования, а отсюда происходила некоторая неясность сочинения. Этому-то Кант и хотел помочь Пролегоменами. Уже в предисловии к Критике разума философ заметил, что правильно можно сказать: "Некоторые книги были бы значительно понятнее, если бы они не должны были быть слишком понятными". Ибо подробность в частях мешает обозрению целого.

Куно Фишер, Кант, Механизмы познания

Previous post Next post
Up