Часть первая. Книга первая. Возникновение критической философии
Глава шестнадцатая. Кант и Сведенборг. Здоровый и больной склад души. Духовидение и метафизика. Кант и Юм
III. Духовидец и метафизика
2. Общение с миром духов
...Он говорит об этой тенденции духовных существ к соединению следующее: "вследствие этого мы видим себя в тайниках своей души зависимыми от закона всеобщей воли; отсюда возникает в мире всех мыслящих существ нравственное единство и систематическое устройство соответственно чисто духовным законам. Называя это чувствующееся в нас принуждение нашей воли к согласию с всеобщею волею нравственным чувством, мы говорим о нем, как о проявлении того, что в нас действительно происходит, но причин чего мы не знаем.
Так, Ньютон называл несомненный закон стремления всех частиц материи к сближению тяготением их, не желая запутывать свои математические доказательства в неприятные философские споры, которые могут возникнуть о причине этого явления. Тем не менее он не сомневался, что это тяготение есть истинное действие всеобщей деятельности материи, и потому называл его также притяжением. Разве нельзя было бы рассматривать проявление чувственных побуждений в мыслящих существах в их взаимных отношениях так же, как следствие действительно деятельной силы, которая соединяет духовные существа, так что нравственное чувство было бы не чем иным, как этою ощущаемою зависимостью частной воли от общей воли и следствием естественного и общего взаимодействия, вследствие которого нематериальный мир достигает своего нравственного единства, складываясь согласно законам своей собственной связи в систему духовного совершенства?"
3. Грезы чувства и грезы разума
..."В таком случае, я бы не стал упрекать читателя, если бы он, не считая духовидцев наполовину гражданами загробного мира, просто отнесся бы к ним, как к кандидатам в лечебницу, и таким образом освободился от всякого дальнейшего исследования этого вопроса". Так смотрит Кант на адептов царства духов и рекомендует для исцеления их очищающие средства, известные уже из его исследования о болезнях головы. "Прежде считали необходимым некоторых из них сжигать, а теперь достаточно будет лишь очистить их кишечник".
...Философия должна обосновывать факты, доставляемые опытом. Существует два вида оснований: основания разума и эмпирические основания, первые - априорны, а вторые апостериорны. Всякое знание имеет эти два конца, с которых можно начать его. Кто исходит из последних, тот старается "поймать угря за хвост"; так поступает эмпирическая наука и вместе с нею новейшее естествознание. Метафизика идет априорным путем; она начинает, неизвестно где, и приходит, неизвестно куда.
...Если Аристотель прав, то наши метафизики видят сны. Из простого понятия существа они выводят его бытие, свои идеи они принимают за вещи и сочетания своих утверждений за порядок вещей; логические основания они принимают за действующие причины, a логические выводы за действия этих причин: это своего рода фантазии, которые суть не что иное как сны разума. Простые нематериальные субстанции принимаются за первоначало всех вещей; из них строится мир, состоящий исключительно из представляющих сил, так что общего всем нам чувственного мира нет, он существует лишь в наших идеях: этот вымышленный мир есть умозрительное построение, эти грезы метафизики составляют как бы умозрительное духовидение, похожее на видения Сведенборга. Если бы мир духов находился в очевидном общении с нами и нашим чувственным миром, то явления духов были бы возможны и оставалось бы лишь удивляться, почему они не происходят чаще. Если метафизики были способны познавать духов, то почему же Сведенборг не мог их видеть?
...Я думаю, что какой-нибудь человек, обладающий здравым рассудком и не отличающийся особенною утонченностью, даст им понять то же самое, что сказал кучер Тихо де Браге, когда его господин высказал мнение, что в ночную пору можно ездить кратчайшим путем, руководясь звездами: "Барин, на небе вы, может быть, много понимаете, но здесь, на земле, вы дурак!"