Часть первая. Книга первая. Возникновение критической философии
Глава первая. Эпоха критической философии
I. Новое направление философии
1. Век критики
...Ко всем объектам можно относиться догматически или критически: догматически - если мы предполагаем их данными и познаем их наличные свойства; критически - если мы исследуем условия возникновения их и их свойств, т. е. исследуем их происхождение и прослеживаем стадии их развития. Происхождение и развитие объектов суть проблемы критического мышления; эволюционно-историческое представление вещей есть плод его работы. Если мы принимаем мироздание за нечто данное и готовое и пытаемся познать законы существующего устройства, то мы относимся к делу догматически; наоборот - критически, если вопрос идет о том, как возникла вселенная и результатом каких постепенных изменений явилось ее теперешнее состояние.
II. Критическая философия
1. Критика разума и чувственный мир
Условия, которые предшествуют всяческому опыту и являются производящими его факторами, не могут быть самим познанием, а могут быть только познавательными способностями, голыми способностями, которые Кант объединил под именем "чистого разума" и сделал предметом своего исследования.
2. Кант, как Коперник философии
...Пример и учение Коперника невольно дают нам важное указание. Как вообще обстоит дело с нашим представлением вещественного мира, в частности планетной системы, так же, конечно, может и будет обстоять оно с чувственным миром в целом. Можно предвидеть, что схожие коренные заблуждения будут иметь и схожие последствия, что мы, не сознавая собственной умственной деятельности в образовании всего нашего чувственного мира представлений, принимаем последний за данный объект и считаем собственную работу за состояние и качества вещей вне нас, подобно тому, как во вселенной вместо движения собственной планеты мы видим движения других небесных тел, так как не воспринимаем движений земного шара. Самообман, подобный тому, какой влечет за собою геоцентрическая точка зрения, господствует над всем нашим миром представлений, и чтобы уяснить его и подорвать его значение, нужно подобное же самосознание и самопознание; только основания этого самообмана далеко значительнее и скрыты глубже, почему открыть и исследовать их труднее, нежели внедренные в нашем земном мире корни геоцентрического заблуждения.
Чтобы познать устройство мира планет и в нем движение Земли, Коперник должен был ввести в астрономию гелиоцентрическую точку зрения. Чтобы познать устройство чувственного мира и деятельность вашего собственного разума, философия должна была подняться на критическую (трансцендентальную) точку зрения, с которой весь мир явлений становится видимым во времени и пространстве.
...Ведь ясно, что в нашем разуме не может явиться и образоваться ни один объект без нашей собственной творческой деятельности. Поэтому взгляд, согласно которому вещи даны нам извне, возможен только тогда, когда мы не подозреваем о собственной воспроизводящей деятельности, не знаем или забываем о ней. Состояние бессознательности или самозабвения характеризует догматизм мышления. Не знать, что делаешь, и поэтому считать собственное произведение за чужое - в этом состоит и этим объясняется всякое догматическое отношение.