Лев Семенович Выготский (1896-1934) Записные книжки (2018)

Apr 03, 2021 12:53


Избранное
Под общ. ред. Екатерины Завершневой и Рене ван дер Веера.
Гл. 15. От знака - к значению и смыслу
...9. Главное: у всех старых авторов речь бралась в исследовании как предмет исследования, восприятие, мышление и другие функции служат предметом познания: ср. Stern исследование картинки и нашу экспериментальную критику его. У нас самое важное то, что мы открыли новый подход к речи - сделав ее самое предметом познания наряду, именно наряду с функцией восприятия etc. Stern полагал, что речь как нейтральная среда (стекло) позволяет через себя разглядеть восприятие, ничего не меняя в нем. Но опыты с игрой показали, что восприятие изменяется речью.

примечание - В рукописи фраза начинается с аббревиатуры «М.р.», которую мы расшифровали как «Мышление : речь». Выготский считал ошибочным тезис Леонтьева о том, что отношение между мышлением и речью подобно отношению структуры атома и спектрального анализа (см. гл. 16). Данный тезис предполагает, что речь это всего лишь средство для (частичной) объективации мышления, причем сам процесс объективации является однонаправленным. Выготский противопоставляет этой точке зрения идею о взаимопереходах мышления и речи и утверждает, что речь является реальным участником акта мысли: «Мысль не выражается, но совершается в слове» (Выготский, 1982д, с. 307; это высказывание Выготский заимствовал из работы Потебни «Мысль и язык»). См. также гл. 16 и тезис «речь не обнаружение».

примечание
«На "духе" с самого начала лежит проклятие - быть "отягощенным" материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков - словом, в виде языка. Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми. Там, где существует какое-нибудь отношение, оно существует для меня; животное не "относится" ни к чему и вообще не "относится"; для животного его отношение к другим не существует как отношение. Сознание, следовательно, с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди» («Немецкая идеология», см. Маркс, Энгельс, 1955, с. 29).

Выготский, Маркс, Мышление, Сознание, Потебня, О слове, Речь, Механика понимания, Цитата

Previous post Next post
Up