Лев Семенович Выготский (1896-1934) Записные книжки (2018)

Mar 28, 2021 17:30


Избранное
Под общ. ред. Екатерины Завершневой и Рене ван дер Веера.
Гл. 9. Инструментальный метод
Словесное мышление культурного человека
...Речевое мышление - четвертая стадия, когда внешние (речь) механизмы становятся внутренними (интел[лектуализированными]). Выгода речи для мышления - 1) в том, что, делая мышление внешней деятельностью, позволяет овладеть им, а 2) главное, создавая внешние, подчиненные воле механизмы, вращивает их в сознание и превращает во внутренние. Человек овладевает собой извне, изменяя весь внутренний мир. Ошибка, которой надо избежать, и которую мы делали - 1) инструментальный акт создает то, чего натуральные акты не могут дать, новообразование (ритм по Гроосу), 2) каждая стадия дает новое (новое четвертой стадии - к услугам огромный инструментарий), а не только другим способом.

Четвертая стадия - это среда в нас, впитанная внутрь культура; язык, ставший мышлением; история в психологии.

Материальная основа интенционального акта
...4) Содержание психического переживания: возникает из того, к чему отнесены слова[-]знаки, из того, на что они указывают. Отсюда - содержание воскрешает ситуацию. У животного нет содержания, а есть сигналы.
Вообще, нет содержания психики без знаков.
...11) Вербальный синкретизм у Piaget [-] недотаток интенции: сближаются слова, а не то, на что [они] указывают.

Недостающее нам имя
...Плеханов прав, помещая психологию до идеологии*: ибо должны создаться новые психологические функции как предпосылка развития идеологии.
* Цитата из работы Г. В. Плеханова «Основные вопросы марксизма», впервые опубликованной в 1908 г. и выдержавшей несколько переизданий: «Все идеологии имеют один общий корень - психологию данной эпохи» (см. Плеханов, 1957, с. 180).

Примечания к главе 9.
...В соответствии с гл. 1 книги К. Бюлера «Духовное развитие ребенка» (Бюлер, 1924; Bühler, 1922), Выготский выделяет три ступени развития психики: инстинкт, дрессура, интеллект. Инстинктивное поведение является врожденным и жестко фиксированным, однако его может быть достаточно для выживания в стабильной среде. Дрессура основана на приспособлении к меняющейся среде путем проб и ошибок, в процессе которого закрепляются навыки эффективного взаимодействия со средой, а само поведение становится более гибким. Интеллектуальное поведение требует рефлексии, оно построено как двухфазный интеллектуальный акт, включающий звено инсайта («озарения») и позволяет решить жизненную задачу в тех случаях, когда инстинкта и навыка недостаточно.
...Эпиграф, предваряющий «Историю развития высших псих[ологи]ческих функций», взят из работы Энгельса «Диалектика природы»: «Вечные законы природы также превращаются все более и более в исторические законы» (Энгельс, 1925, с. 48).

Гл. 10. Понятия и системный подход
Серия документов, включенная в данную главу, содержит записи, относящиеся к 1929-1931 гг. и связанные с введением в культурно-историческую психологию принципа системности, который впервые обсуждался Выготским в докладе «О психологических системах» (октябрь, 1930 г.), где в центре его внимания оказываются не сами функции, а межфункциональные отношения. Согласно Выготскому, на разных стадиях онтогенеза формируются разные типы психологических систем, однако общий вектор развития можно обозначить следующим образом: первичные связи между функциями, составляющими в начале онтогенеза недифференцированное единство, разрываются, и при посредничестве знака (в частности, слова) создаются новые, искусственные, подвижные, произвольно управляемые системы, в которых одна из функций доминирует, а остальные работают под ее руководством.
...Выготский выделяет три типа связей в психологических системах: 1) первичные связи - природные - обусловлены врожденной координацией психических процессов; 2) вторичные связи - социокультурные - возникают в ситуации, когда в работу психики вмешивается знак, позволяющий завязать новые отношения между функциями, 3) третичные связи - личностные - формируют систему, где возможен гибкий сознательный контроль за поведением (Выготский, 1982е).

Выготский, Мышление, Эволюция личности, Сознание, Личность, Развитие, Плеханов, История, Энгельс, Понятийные поля, Социум, Наука, Цитата

Previous post Next post
Up