Избранное
Под общ. ред. Екатерины Завершневой и Рене ван дер Веера.
Гл. 9. Инструментальный метод
Словесное мышление культурного человека
...Речевое мышление - четвертая стадия, когда внешние (речь) механизмы становятся внутренними (интел[лектуализированными]). Выгода речи для мышления - 1) в том, что, делая мышление внешней деятельностью, позволяет овладеть им, а 2) главное, создавая внешние, подчиненные воле механизмы, вращивает их в сознание и превращает во внутренние. Человек овладевает собой извне, изменяя весь внутренний мир. Ошибка, которой надо избежать, и которую мы делали - 1) инструментальный акт создает то, чего натуральные акты не могут дать, новообразование (ритм по Гроосу), 2) каждая стадия дает новое (новое четвертой стадии - к услугам огромный инструментарий), а не только другим способом.
Четвертая стадия - это среда в нас, впитанная внутрь культура; язык, ставший мышлением; история в психологии.
Материальная основа интенционального акта
...4) Содержание психического переживания: возникает из того, к чему отнесены слова[-]знаки, из того, на что они указывают. Отсюда - содержание воскрешает ситуацию. У животного нет содержания, а есть сигналы.
Вообще, нет содержания психики без знаков.
...11) Вербальный синкретизм у Piaget [-] недотаток интенции: сближаются слова, а не то, на что [они] указывают.
Недостающее нам имя
...Плеханов прав, помещая психологию до идеологии*: ибо должны создаться новые психологические функции как предпосылка развития идеологии.
* Цитата из работы Г. В. Плеханова «Основные вопросы марксизма», впервые опубликованной в 1908 г. и выдержавшей несколько переизданий: «Все идеологии имеют один общий корень - психологию данной эпохи» (см. Плеханов, 1957, с. 180).
Примечания к главе 9.
...В соответствии с гл. 1 книги К. Бюлера «Духовное развитие ребенка» (Бюлер, 1924; Bühler, 1922), Выготский выделяет три ступени развития психики: инстинкт, дрессура, интеллект. Инстинктивное поведение является врожденным и жестко фиксированным, однако его может быть достаточно для выживания в стабильной среде. Дрессура основана на приспособлении к меняющейся среде путем проб и ошибок, в процессе которого закрепляются навыки эффективного взаимодействия со средой, а само поведение становится более гибким. Интеллектуальное поведение требует рефлексии, оно построено как двухфазный интеллектуальный акт, включающий звено инсайта («озарения») и позволяет решить жизненную задачу в тех случаях, когда инстинкта и навыка недостаточно.
...Эпиграф, предваряющий «Историю развития высших псих[ологи]ческих функций», взят из работы Энгельса «Диалектика природы»: «Вечные законы природы также превращаются все более и более в исторические законы» (Энгельс, 1925, с. 48).
Гл. 10. Понятия и системный подход
Серия документов, включенная в данную главу, содержит записи, относящиеся к 1929-1931 гг. и связанные с введением в культурно-историческую психологию принципа системности, который впервые обсуждался Выготским в докладе «О психологических системах» (октябрь, 1930 г.), где в центре его внимания оказываются не сами функции, а межфункциональные отношения. Согласно Выготскому, на разных стадиях онтогенеза формируются разные типы психологических систем, однако общий вектор развития можно обозначить следующим образом: первичные связи между функциями, составляющими в начале онтогенеза недифференцированное единство, разрываются, и при посредничестве знака (в частности, слова) создаются новые, искусственные, подвижные, произвольно управляемые системы, в которых одна из функций доминирует, а остальные работают под ее руководством.
...Выготский выделяет три типа связей в психологических системах: 1) первичные связи - природные - обусловлены врожденной координацией психических процессов; 2) вторичные связи - социокультурные - возникают в ситуации, когда в работу психики вмешивается знак, позволяющий завязать новые отношения между функциями, 3) третичные связи - личностные - формируют систему, где возможен гибкий сознательный контроль за поведением (Выготский, 1982е).