Книга вторая. Учение Гегеля
Глава тридцать первая. Наука, исследующая объективный дух.
В. Мораль
II. Намерение и благо
...Максимум блага есть блаженная жизнь, состоящая в обладании всеми благами, необходимыми для удовлетворения стремлений, потребностей, страстей и наклонностей, из которых состоит жизнь. Таково понятие блаженства с точки зрения Креза, но не мудрого Солона, который помышлял об изменчивости счастия и непостоянстве самой жизни.
Совокупность и основание всех желательных жизненных целей и благ есть сама жизнь, но жизнь не есть высшее из благ.
III. Совесть и добро
...Против этого восстает совесть в ее непоколебимой самодостоверности и полновластии, которое разрушает всякое объективное содержание и говорит: "Но я могу! Я не слуга, а господин морали!" Совесть говорит, как самый властный из всех монархов о государстве: "C'est Moi, мораль это я, я создаю мораль". "Мои чувства суть добро", - так говорит совесть, как "прекрасная душа". "Мои вдохновения суть добро", - так говорит совесть, как моральная гениальность. "Мое удовольствие есть добро", - так говорит совесть, как злой произвол. Долой мораль долга, вместо нее да будет барская мораль! Эту барскую мораль "по ту сторону добра и зла", которую в наше время считают новейшею мудростью и воспевают, как откровение Ницше-Заратустры, диалектика Гегеля давно уже открыла, исследовала и причислила к пережитым точкам зрения.
...В этом субъективизме достигает своего завершения оправдание поступка личными целями и убеждениями. "Мое стремление к добру и мое убеждение в том, что это добро, делает мой поступок добрым". Исчез всякий след добра, всякий след различия между добром и злом.
Глава тридцать вторая. Наука, исследующая объективный дух.
С. Нравственность
В философском развитии всякий прогресс направлен в глубину. Результат, как обоснованное и доказанное, оказывается основанием, которое было носителем и источником всего предыдущего развития. Так относится логическая идея к понятиям бытия и сущности. Так относится нравственность к праву и морали. Только после того, как эти понятия вполне развиты, из их глубины восстает понятие их основания, т. е. понятие нравственности. Всякое философское доказывание состоит в развитии понятий.
II. Семья
3. Воспитание детей и распадение семьи
...Так как ребенок играет, то именно поэтому педагогика должна не играть, чтобы не показаться самому ребенку ребяческою. Играющая педагогика легко может вызвать в ребенке то, от чего всячески старается предохранить его серьезная педагогика: дерзкое умничание, суетность и самомнение.