Письмо четвертое, адресованное некоему господину в Голландии и показывающее, что философская система Спинозы лишена основополагающего принципа
...От вас же я прошу только одного одолжения: чтобы в письмах, которыми вы соблаговолите почтить меня в теперешнем моем уединении (и которых, надеюсь, будет немало), вы не упоминали ни единым словом о новостях. Во всех текущих событиях есть нечто, что заставляет нас интересоваться ими больше, чем, по мнению многих, следовало бы. И я не составляю в этом отношении исключения. Наблюдая за ходом политической жизни, я никак не могу удержаться, чтобы не испытывать подобно другим людям радости, досады или огорчения. И хотя у меня есть на это весьма веские причины, но здесь я не хотел бы тревожиться всем этим.
Письмо пятое. Движение - существенное свойство материи. Ответ на некоторые замечания благородного друга но поводу моего опровержения Спинозы
...Принимая во внимание бесчисленную смену поколений, живших на земле и вернувшихся после смерти в ее недра, где они превратились в прах и смешались с остальными ее частями, и учитывая, кроме того, непрестанное выделение материи из тел людей при их жизни, а также ее обратный приток [в организм] путем питания, вдыхания воздуха и другими способами, принимая все это во внимание, приходишь к выводу, что на всей земной поверхности нет ни одной частицы материи, которая не была бы в свое время частью человека. И это справедливо по отношению не только к людям, но в равной мере и ко всем видам животных и растений и вообще ко всякой вещи, ибо все они превращались друг в друга в бесконечном и непрерывном круговороте, так что с полной достоверностью можно утверждать, что всякая материальная вещь есть совокупность всех вещей и что совокупность всех вещей есть нечто единое.
Владимир Иванович Вернадский...
…
И хотя Ньютон считается защитником протяженного, бестелесного пространства, он все-таки заявляет: «Может оказаться, что в действительности не существует покоящегося тела» и что, может быть, во всей природе нет никакого неподвижного центра. В одном месте он выражается следующим образом. «Сопротивление приписывается обыкновенно телам покоящимся, напор - телам движущимся. Но движение и покой при обычном их рассмотрении различаются лишь в отношении одного к другому, ибо не всегда находится в покое то, что таковым простому взгляду представляется».