Книга вторая. Учение Гегеля
Глава семнадцатая. Учение о сущности
А. Рефлексия
III. Основание и следствие
1. Достаточное основание
...Простое обоснование ведет в бесконечность и не приводит к окончательному, совершенному, истинно достаточному основанию, которое, как таковое, выходит за пределы механизма простого обоснования.
...В отношении основания и следствия тожество и различие содержатся, как моменты. Основание и следствие тожественны и имеют одно и то же содержание. Основание и следствие различны: основания, отличающиеся от следствия, суть условия и обстоятельства, из полного соединения которых вытекает следствие. Различие развивается в противоположность, различные основания в отношении к следствию противоположны друг другу: одни говорят за него, а другие против него. Обоснование в этих различных направлениях, в смысле объяснения, обусловливания, изложения и освещения оснований за и против, составляет характер того мышления, которое называют резонированием, которое противодействует всякой вере в авторитеты, не спрашивающей об основаниях, и в истории философии нашло себе выражение в эпоху софистики. Всякое резонирование бывает произвольным, и от субъективных мнений, оценок и интересов зависит, какие основания считать хорошими, какие дурными. Нет ничего, что бы не могло быть обоснованным и прикрашенным путем резонирования. "В наше время, богатое рефлексией и резонированием, недалеко ушел тот человек, который не умеет найти хороших оснований для всего, даже и самого дурного и извращенного. Все, что было испорчено в мире, испорчено из хороших оснований".
2. Материя и форма
...Но если форма содержится в материи и заложена в ней, то деятельность формы есть в то же время собственное движение самой материи, и таким образом обнаруживается единство материи и формы, которое Гегель назвал словом содержание: форма есть содержание всего того, что есть и случается.
... "Мы получаем одну материю вообще, в которой различие полагается, как внешнее ей, т. е. как простая форма. Мысль, что все вещи имеют в основе одну и ту же материю и различаются только внешне по форме, очень привычна для рефлектирующего сознания. Материя при этом считается чем-то вполне неопределенным в себе, однако способным ко всякому определению и в то же время абсолютно постоянным, остающимся равным себе во всякой смене и всяком изменении".