Книга вторая. Учение Гегеля
Глава одиннадцатая. Дух.
В. Отчужденный от себя и достоверный для себя дух
I. Мир отчужденного от себя духа
5. Просвящение
...Таков своего рода догмат или fable convenue просвещения, согласно которому происхождение религии коренится в чистой лжи и нечистых целях. Однако этот взгляд глубоко ложен, и притом с точки зрения самого просвещения, которое как раз упрекает народную религию в том, что народ в своей вере в Бога представляет свою собственную сущность. Между тем в том, что составляет сущность народа и представляется ему таковою, не может быть обмана. Можно выдать медь за золото, ложные векселя за настоящие, можно выдумать или подделывать отдельные обстоятельства, но нельзя внушить народу ложное познание о его сущности, ложную самодостоверность. "Если поставить общий вопрос, позволительно ли обманывать весь народ, то на это в действительности следует ответить, что такой вопрос не имеет никакого смысла, так как в настоящем случае невозможно обмануть народ". Поэтому просвещение заблуждается и притом сознательно заблуждается, когда утверждает о народной религии, что она по своей сущности и происхождению есть ложь. Отсюда ясно, что народной религии в ее правильном самочувствии само просвещение представляется ложью.
... Известия и свидетельства библейского и легендарного характера оцениваются просвещением, как газетные известия, из которых мы почерпаем знания о различных событиях, между тем как религиозному сознанию эти свидетельства служат не источником, а лишь подтверждением его веры, так как она коренится слишком глубоко, чтобы зависеть от случайности таких известий, их записи, сохранения, передачи и т. д.; если религиозное сознание начинает смотреть на эти известия, как на источники веры и исследует их как таковые, то оно уже заражено и прельщено просвещением.
...Здесь находится пункт, в котором противоположность между религией и просвещением резко обостряется. Согласно просвещению, естественный индивидуум, как человек, как сознательное животное, есть цель творения; согласно вере победа над естественным человеком и жертва им есть цель религии.