Книга вторая. Учение Гегеля
Глава пятая. Феноменология духа. Предисловие, введение и деление феноменологии
II. Введение
2. Ложное основание сомнения. Знание в своем явлении
...Если само знание сделалось предметом сознания, знание как таковое, чистое, открытое, абсолютное знание, то тема развития выполнена: понятие равно предмету, предмет равен понятию, оба они соответствуют друг другу вполне. Так объясняется следующее затруднительное место, чрезвычайно важное для понимания Феноменологии: "Цель так же необходимо намечена для знания, как и ряд переходов; она достигается там, где знание не вынуждено более выходить за свои пределы, где оно находит себя самого, и понятие соответствует предмету, а предмет понятию. Поэтому переход к этой цели совершается неудержимо, и ни на одной предшествующей стадии нельзя найти удовлетворения. То, что ограничивается естественною жизнью, само собою не может выйти за пределы своего непосредственного бытия; однако оно изгоняется за эти пределы чем-то другим, и это изгнание есть смерть прошлого. Сознание же есть для себя самого свое понятие".
3. Метод выполнения
...Сознание относит и различает: оно различает способ, как ему является предмет (как он существует для сознания, т. е. для другого) и как он существует сам по себе; оно отличает явление предмета от его сущности и сравнивает то и другое: именно в этом состоит испытание, производимое им, и необходимость его прогресса. Поэтому то, что называется сущностью или в себе бытием предмета, вовсе не находится вне сознания и независимо от него, а также существует для сознания и через него. В противном случае, если бы оба эти момента не входили вполне в само сознание, оно не могло бы сравнивать друг с другом предмет и его понятие, предмет, как он существует для другого и как он существует в себе. "Существенно важно во всем исследовании постоянно иметь в виду, что оба эти момента, понятие и предмет, бытие для другого и в себе бытие, входят в само исследуемое нами знание, а потому нам нет нужды приносить с собою масштабы и прилагать при исследовании наши выдумки и мысли; именно тогда, когда мы оставляем их в стороне, мы достигаем того, что рассматриваем вещь, как она существует в себе и для себя".
...Человеческую жизнь можно сравнить с диалогом в том отношении, что с возрастом и жизненным опытом наши взгляды на людей и вещи постепенно преобразовываются и изменяются, как мнения разговаривающих лиц в течение плодотворной и богатой идеями беседы. В этом непроизвольном и необходимом преобразовании наших взглядов на жизнь и мир и состоит опыт, как мы уже говорили только что.
..."Это диалектическое движение, производимое сознанием в себе самом, как в своем знании, так и в предмете, поскольку для сознания отсюда возникает новый истинный предмет, есть именно, то, что называется опытом".
...Поэтому Гегель следующим образом высказывается о необходимом ходе сознания и его цели: "вследствие этой необходимости этот путь к науке сам уже есть наука и притом, по своему содержанию, наука об опыте сознания".
... Сознание верит, что то в себе бытие, с которым оно сравнивает предмет, находится вне его сферы, вполне независимо от его знания и мнения; оно не знает, что это в себе бытие, масштаб его сравнения и исследования, также есть собственный его предмет и мысль; но это известно наблюдателю феноменологу. Лица, переживающие историю, не знают, куда они направляются, но это известно рассказчику, который пишет историю с полным объективизмом и развивает ее именно так, как она протекала в действительности. Как рассказ отличается от лиц с их историей и судьбою, так и феноменология отличается от хода развития и переживаний или опытов сознания. В путь развития и опытов сознания входит ряд необходимых иллюзий и самообманов, которые оно должно пережить и претерпеть, чтобы познать их; наоборот, феноменология видит насквозь эти иллюзии и сама свободна от них.
III. Ступени развития сознания
1. Главные ступени
Так как сознание соотносит себя с предметами и в то же время отличает себя от них, то вещи и собственное я составляют содержание первых двух главных ступеней его. Первая ступень есть предметное сознание, а вторая самосознание. Мы знаем уже, что высшая и последняя ступень будет чистое, раскрытое или абсолютное знание. Итак, существуют три главные ступени, две первые и последняя: сознание, самосознание и абсолютное знание.
Предметное сознание и самосознание относятся друг к другу, как предметы и наше я, как объективное и субъективное, которых единство или тожество есть разум, согласно философии тожества: поэтому разум составляет содержание третьей главной ступени, которую можно характеризовать, как разумное сознание.
Но разум, по учению Гегеля и выражаясь его словами, есть не субстанция, а субъект, т. е. он есть самосознательный разум или дух.
Глава шестая. Предметное сознание
I. Чувственная достоверность
3. Высказывание и показывание
...Но если сущность и истина вещи состоит в том, что она отмечается и указывается, а этот акт может быть произведен только чувственным субъектом, то, следовательно, существенное значение, от которого зависит знание, имеет уже не предмет, а достоверность переходит в субъект, и он со своим актом показывания играет существенную роль. "Мы должны предоставить ему показывать нам, так как истина этого непосредственного отношения есть истина этого я, которое ограничивает свое внимание некоторым теперь или некоторым здесь". "Очевидно, диалектика чувственной достоверности есть не что иное, как простая история ее движения или ее опыта, и сама чувственная достоверность есть не что иное, как лишь эта история".