Книга первая. Жизнь и сочинения Гегеля
Глава восьмая. Старая и новая Бавария. - мрак и реакция в Баварии. - взгляд Гегеля на современную эпоху и мировоззрение его
II. Баварская реакция
1. Конфликты в комиссии народного просвещения. - поражение Нитгаммера
...После отпадения Баварии от Наполеона по договору в Риде (8 окт. 1813), после изумительного, но несчастного похода Наполеона в 1814 году, в особенности же после его поражения под Ватерлоо (18 июня 1815) положение вещей совсем переменилось. Со времени австрийского влияния в Баварии стало преобладать значение фанатической католической партии, и это прежде всего почувствовал Нитгаммер на самом себе.
...Уже в своем письме 19 ноября 1815 он предсказывал своему другу Гегелю приближение общей реакции и описывал ее признаки. "Как черви, лягушки и другие гады часто выползают вместе с дождем, так и Вейлеры вместе с им подобными являются в пасмурные дни, распространяющиеся по всему цивилизованному миру. Во всеобщем потопе, в котором возвращается все устаревшее, эта литературная и педагогическая, а также всякая прочая чернь надеется найти свой момент; и я готов опасаться, что она нашла его. Сообщенные Вам мною устно проекты уничтожения первоначальных школ уже расширились;
дерзость дошла до того, что учителя не только философии, но даже и математики в гимназиях признаны ненужными и вредными; являются уверения, что нужны собственно лишь шесть классов (элементарное обучение, грамматика, поэзия и риторика); и эти речи выслушиваются благосклонно!
Что из этого выйдет, мне, в конце концов, все равно, не только в отношении моей личности, но даже уже, пожалуй, и в отношении самого дела. Глупый, идущий за попами народ в Баварии останется ленивым и тупым, если этого хотят; к счастью, просвещение не принуждено более искать себе убежища в Баварии, куда его к тому же завлекли, по-видимому, лишь для того, чтобы умертвить. Однако им не удастся уничтожить нас таким образом втиши! им не удастся изуродовать наши протестантские школы по образцу прежних монашеских школ! Напротив, я буду защищаться до последнего человека, которым я еще надеюсь быть!"
3. Взгляды Гегеля на современную эпоху и надежды его
Предсказание Гегеля, сделанное им в начале 19 века после событий в Фонтенбло и Ватерлоо, теперь, в конце века, стало понятным для всех. Он сказал: массы идут вперед.
Глава девятая. Гегель, как профессор философии в Гейдельберге (1816-1818)
III. Журнал Heidelbergische Jahrbuecher
2.Виртембергские земские чины
...Герцог Фридрих принимал участие во второй коалиционной войне против Франций, но вовремя отделился от союзников, заключил мир и после первого расширения своей территории получил достоинство курфюрста, как и его сосед маркграф Карл-Фридрих в Бадене. Заключив лично с Наполеоном союз в Штутгарте и получив новые области на основании договора о мире в Пресбурге, он сделался королем Виртемберга и начал 1806 год торжественным заявлением об этом возвышении своей личности и страны. Когда звезда Наполеона стала склоняться к закату, король по договору в Фульде (2 ноября 1813) заявил свое отпадение от Наполеона и переход к союзникам.
Руководясь политическим расчетом, несмотря на свой склонный к насилию и деспотический характер, делавший его страшным для окружающих, король Фридрих I виртембергский, первый из немецких союзных правителей, дал конституцию своему нововиртембергскому
королевству, которое увеличилось вдвое в сравнении с прежним герцогством.
Попутная инфа о короле виртембергском из вики
Сын Фридриха Евгения Вюртембергского и Фридерики Доротеи Бранденбург-Шведтской. Был известен выдающимся ростом - 2,11 метров и весом около 200 кг.
С 1777 года состоял на прусской военной службе. В 1783 году совершил поездку в Италию вместе со своей сестрой, Марией Фёдоровной, и её мужем великим князем (впоследствии императором) Павлом Петровичем. Сближение Российской и Австрийской империй, закреплённое путешествием цесаревича по австрийским владениям, навлекло гнев Фридриха Прусского, отправившего принца в отставку; вслед за этим он по приглашению Екатерины II в чине генерал-поручика в 1783 году становится командующим корпусом в районе Херсона, а затем генерал-губернатором русской Финляндии (выборгским наместником). Через своё доверенное лицо, М. И. Донаурова, для своей летней выборгской резиденции он приобрёл имение Шарлоттенталь, которое переименовал в Монрепо. В декабре 1786 года, отправленный императрицей в годичный отпуск, выехал из России с детьми и более на русскую службу не вернулся. Жена Августа Каролина, с которой отношения не сложились, осталась в России.