Всемирная история (1955-1965) АН СССР Том VI. (1959)

Feb 06, 2021 14:05


Период от 1789 до 1871 г. - от Великой французской буржуазной революции и до Парижской коммуны.Глава VI. Дворянско-монархическая реакция в западной Европе и буржуазно-революционное движение 20-х годов XIX в.
...Во Франции продолжался промышленный переворот. После наполеоновских войн и континентальной блокады в новых, мирных условиях промышленность развивалась более нормально, бесперебойно и более быстрыми темпами. Машины внедрялись в самые различные отрасли производства, в первую очередь в текстильную. Мощность паровых машин в промышленности возросла с 1815 по 1826 г. более чем в 16 раз - с 375 л. с. до 6328 л. с. Нарождалось собственное машиностроение. Быстро увеличивали свою продукцию шерстяная, шелковая, металлургическая и некоторые другие отрасли промышленности. С 1812 по 1829 г. потребление хлопка во Франции возросло в три раза. Добыча угля с 1815 по 1830 г. удвоилась. Производство чугуна выросло с 1810 по 1830 г. в три раза.

...Историческая задача, по мнению Сен-Симона, заключается в создании нового общественного строя, при котором господствовали бы «промышленники», т. е. все лица, связанные с производством, как рабочие, так и капиталисты. Основной целью этого нового, «промышленного» строя является «наиболее скорое и полное улучшение морального и физического положения наиболее бедного класса общества». При новом общественном строе, который Сен-Симон называл «ассоциацией», не будет нетрудовых, паразитических элементов. Руководители подбираются исключительно по способностям и талантам. Совет промышленников и Академия наук осуществляют плановое руководство народным хозяйством. Прежние функции управления постепенно отомрут, и управление людьми будет заменено управлением вещами.

...Основной причиной всех общественных антагонизмов сен-симонисты считали эксплуатацию человека человеком. В современном обществе объектом эксплуатации являются рабочие. «Рабочий материально и морально эксплуатируется, так же как некогда раб». В отличие от Сен-Симона его ученики уже ясно видели классовый антагонизм, существовавший между рабочими и предпринимателями. Главной задачей сен-симонисты считали поэтому ликвидацию эксплуатации. Их основной тезис гласил: «Всемирная ассоциация - вот наше будущее. Каждому по его способностям, каждой способности по ее делам - вот новое право, которое заменит собой право завоевания и право рождения. Человек не будет более эксплуатировать человека, но человек, вступивший в товарищество с человеком, будет эксплуатировать мир, отданный во власть ему». Для достижения этой цели они считали необходимым ликвидировать право наследования и частную собственность на средства производства.

...Особенно подробно критикует Фурье капиталистическую торговлю, поскольку корень общественного зла он ищет, подобно многим другим социалистам-утопистам, не в системе производства, а в организации обмена. Торговцы, указывает он, являются паразитами; они не только высасывают все соки из производителей и потребителей, но одновременно ведут самую дикую войну друг с другом, стремясь разорить свою конкурентов, не останавливаясь ни перед какими гнусностями и мошенническими проделками. По мнению Фурье, торговля вносит расстройство в весь современный «индустриальный механизм». Правительство все больше попадает в подчинение к торговцам и богачам. Вся общественная мораль пронизывается «меркантильным духом». Даже брак, это - не что иное, как своеобразная торговая сделка.

...Правительственные заказы на артиллерийское вооружение для армии дали сильный толчок развитию металлургии. Все шире в производство внедрялась механическая сила: в 1810 г. в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, в следующие 15 лет число их утроилось. Успешно развивалось машиностроение, особенно после того, как в 1824 г. парламент частично разрешил вывоз машин из Англии. Уже в 1811 г. в торговле и в промышленности Англии было занято около 44% населения.

...Недавно пришедший из деревни или из ремесленной мастерской рабочий не сразу осваивался со своим новым положением неимущего пролетария. Он еще долго питал призрачную надежду на то, что со временем накопит денег и вернется к своему ручному станку или к своему крохотному наделу. Классовое сознание пролетариата вырабатывалось медленно. Рабочие часто еще считали машины своими врагами. Разрушение машин - так называемое луддитское движение (по имени легендарного рабочего Лудда, который якобы первым сломал машину) приняло особенно широкие размеры в 1811-1812 гг. Правительство беспощадно подавляло выступления рабочих. За разрушение машин была в 1813 г. установлена смертная казнь.

...Парламент принял в 1815 г. «хлебные законы», устанавливавшие высокие, по существу запретительные, пошлины на импортный хлеб. Законы эти имели целью сохранить на высоком уровне цены на хлеб, чтобы обеспечить лендлордам и фермерам высокие доходы, которые они привыкли получать за время войны, когда ввоз хлеба в Англию был затруднен

...Наиболее существенной реформой, на которую в 1824 г. вынуждены были пойти правительство и парламент под влиянием роста рабочего движения, явилась отмена закона 1799 г., категорически запрещавшего всякие объединения рабочих в союзы. Новый закон разрешал существование профессиональных союзов - тред-юнионов.

...Один из крупнейших представителей буржуазной политической экономии - Давид Рикардо (1772-1823) в своей работе «Начала политической экономии и податного обложения» пытался, вслед за Адамом Смитом, дать анализ основных законов капиталистического общества. Он исходил из теории трудовой стоимости, т. е. признавал, что стоимость определяется трудом, затраченным на производство товара, и что труд является источником всякой прибыли. Рикардо сознавал противоположность классовых интересов капиталистов и рабочих, доказывая, что понижение заработной платы повышает прибыль. Однако, как и другие буржуазные экономисты, он считал капиталистический строй незыблемым, вечным и утверждал, что личный интерес является единственным двигателем прогресса.

Германский союз. Реакционное пруссачество и «система Меттерниха»

Образованный по решению Венского конгресса Германский союз не обеспечивал единства Германии. В Германский союз вошли: Австрийская империя (официально - лишь часть ее земель) и 38 германских государств, в том числе королевства Пруссия, Саксония, Бавария, Ганновер и Вюртемберг. Союз не имел ни центрального правительства, ни общего законодательства, ни собственных вооруженных сил. Союзный сейм, состоявший из представителей всех германских государств и заседавший во Франкфурте-на-Майне под председательством представителя Австрии, не пользовался реальной властью. Каждое из государств Германского союза имело своего монарха и свое правительство, свою армию, свою денежную систему, свои таможенные тарифы.

...Четыре «вольных города» - Гамбург, Бремен, Любек и Франкфурт-на-Майне - управлялись олигархиями из представителей богатых купеческих фамилий. Во всех других немецких государствах господствующим классом продолжало оставаться дворянство.

...Реакционные порядки царили и в Австрийской империи. Энгельс отмечал в 1848 г., что «ни в одной стране феодализм, патриархальщина и рабски покорное мещанство, охраняемые отеческой дубинкой, не сохранились в столь неприкосновенном и цельном виде, как в Австрии». Народы многонациональной Австрийской империи страдали от двойного гнета: к жестокому феодальному угнетению присоединялось порабощение славян, венгров, итальянцев и многих других народов австрийской знатью и австрийским правительством. Система политического управления в Австрийской империи получила по имени всесильного канцлера название «системы Меттерниха». В основе ее лежали всеохватывающий полицейский надзор, шпионство и жестокие репрессии. Стремясь ослабить сопротивление народов, угнетаемых империей Габсбургов, Меттерних всеми мерами разжигал между ними вражду, натравливал один народ на другой. Меттерних презирал народные массы, ненавидел революцию и боялся ее. Вероломство и ложь он возвел в государственную систему. Энгельс называл Меттерниха «трусливым мошенником и вероломным убийцей».

...Активную борьбу с реакцией вели представители передовой буржуазной интеллигенции, преимущественно студенты.

17 октября 1817 г., в памятную для немецкого народа годовщину Реформации (с этой датой совпадало и четырехлетие Лейпцигской битвы), несколько сот студентов и профессоров устроили в Вартбурге празднество, принявшее характер демонстрации в защиту свободы и единства Германии. Два года спустя, в 1819 г., студентом Зандом был убит реакционный публицист и писатель Коцебу. Это проявление ненависти к реакции и ее представителям встревожило правящие круги. В 1819 г. по инициативе Меттерниха был созван в Карлсбаде (Карлови-Вари) съезд германских государей и их министров со специальной целью - выработать меры к полному искоренению революционной «крамолы». Принятые в Карлсбаде постановления распространяли на все государства Германского союза режим свирепого полицейского террора. Была создана центральная следственная комиссия, ставшая органом полицейского сыска. Множество лиц, заподозренных властями, было брошено в тюрьмы. Университеты, печать были поставлены под строгий надзор. Всякое выражение общественного недовольства сурово каралось.

...Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) в юности горячо приветствовал Французскую революцию. В 1807 г., будучи профессором Гейдельбергского университета, он одобрительно относился к идее политических реформ.

Переход Гегеля к реакционным взглядам наступил в 1818 г., когда он занял кафедру философии в Берлинском университете. Философское учение Гегеля окончательно оформилось в двух его крупнейших трудах - «Наука логики» (1812-1816) и «Энциклопедия философских наук» (1817 г.). Гегелевская система - это объективный или абсолютный идеализм; согласно Гегелю, основой мира является абсолютная идея. Природа, по Гегелю, - лишь инобытие духа. Человеческое сознание развивается путем преодоления этой телесной оболочки как самопознание абсолютного духа. Каждой исторической эпохе соответствует определенная ступень этого процесса самопознания. Объявляя философию «абсолютным знанием», Гегель считал свою философскую систему окончательной ступенью саморазвития абсолютной идеи, а прусскую монархию - высшим этапом развития человеческого общества.

Всемирная история (1955-1965), Гегель, Машины, Немцы, Англия, Меттерних, Франция

Previous post Next post
Up